2.7. Оценка достижений планируемых результатов в Образовательной системе «Школа 2100» нацелена на развитие самооценки учеников


2.7. Оценка достижений планируемых результатов в Образовательной системе «Школа 2100» нацелена на развитие самооценки учеников.

^ 2.7.1. Технология оценивания образовательных достижений

Технология оценивания образовательных достижений учащихся была разработана в рамках эксперимента Российской академии образования в 2004–2007 годах. Научный руководитель эксперимента – академик РАО, доктор психологических наук Д.И. Фельдштейн.

Цель новой технологии – обеспечить на этапе контроля реализацию принципов развивающей личностно ориентированной Образовательной системы «Школа 2100».

Основные задачи новой технологии:

– определять, как ученик овладевает умениями по использованию знаний – то есть насколько обучение соответствует современным целям образования;

– развивать у ученика умения самостоятельно оценивать результат своих действий, контролировать самого себя, находить и исправлять собственные ошибки;

– мотивировать ученика на успех, избавить его от страха перед школьным контролем и оцениванием, создать комфортную обстановку, сберечь психологическое здоровье детей.

По результатам экспериментальной работы 16 ноября 2005 года технология получила официальное признание Президиума Российской академии образования.

В ^ Заключении РАО говорится:

«В Образовательной системе "Школа 2100"… разработана модель контроля и оценивания успехов школьников на раз новой технологии... являются: развитие у учащихся умений самоконтроля и самооценки; фиксация результатов контроля в предметных таблицах требований; дифференциация оценки по специальной шкале уровней успешности».

После завершения эксперимента с 2007/2008 учебного года начинается постепенное внедрение технологии оценки образовательных достижений (учебных успехов) учащихся (минимально необходимого или полного набора правил) в практику педагогов и педагогических коллективов, работающих по системе «Школа 2100». В процессе внедрения (три–четыре года) авторским коллективом поэтапно будет создаваться технологический пакет, обеспечивающий новую технологию соответствующими материалами:

– рабочий журнал учителя в Образовательной системе «Школа 2100» (перечень правил, таблицы требований, процедура внедрения и т.д. пока в процессе создания);

– дневники школьника для начальной и основной школы;

– сборники проверочных и контрольных работ по основным предметам, в которых задания будут соотнесены с уровнями успешности и умениями, входящими в таблицы требований;

– электронные приложения к учебникам «Школы 2100», включающие электронные проверочные работы и электронный журнал (в процессе создания).

^ Инструкция учителю по развитию самооценки первоклассника

Как будем развивать адекватную самооценку?

1-й шаг (на ближайших уроках). Даем проявить свою (неадекватную) самооценку.

В момент, когда ученики раньше получали от учителя тетради со значками (наклейками), вместо готовой оценки учителя дается установка: «Сейчас вы сами оцените свою работу!»

После этих слов тетради раздаются на руки и ведется диалог с учениками:

Учитель

Ученики

– Откройте свою домашнюю работу! Я все посмотрела – мне очень понравилось, как вы все сделали! УСТАНОВКА НА УСПЕХ! НИКАК НЕ ДАВАТЬ ПОНЯТЬ ИМ ТО, ЧТО У КОГО-ТО ЛУЧШЕ, А У КОГО-ТО ХУЖЕ!

Открывают, смотрят – видят подписи, но не видят никаких отметок (значков и т.п.).

– Какое у вас было задание? Кто может сказать, что нужно было сделать дома?

Кто-то (лучше, если хором) говорит, какое было задание! (ОБУЧЕНИЕ 1-му пункту алгоритма самооценки.)

– Смотрите каждый из вас (по-своему), но очень хорошо сделал это задание!

Получают УЧИТЕЛЬСКУЮ ОЦЕНКУ, но не ОТМЕТКУ.

– Посмотрите каждый на свою работу – согласны, что получилось выполнить задание?

Лучше, если хором, отвечают «Да» (КОЛЛЕКТИВНАЯ САМООЦЕНКА – обучение 2-му пункту алгоритма самооценки.)

– Теперь пусть каждый сравнит, как он это делал раньше (посмотрите первые свои задания).

Смотрят на соседний лист.

– И как сейчас! Видите, НАСКОЛЬКО ЛУЧШЕ у каждого стало получаться!

(Дается установка на успех и на сравнение с собой, а не с другими – пусть даже не всегда это будет соответствовать действительности.)

– Теперь пусть каждый, кто считает, что у него получилось выполнить задание, наградит себя! Например, возьмет наклейку и наклеит, поставит значок и т.п., что было принято (раздать заранее или сейчас по ситуации)

Наградить себя (наклеить, поставить) ДОЛЖНЫ ВСЕ, это и есть промежуточная цель – дать каждому почувствовать себя успешным. При этом кто-то сделал аккуратно, кто-то не полностью – это на данном этапе неважно (ИНДИВИДУАЛЬНАЯ САМООЦЕНКА – чаще необъективная.)

– Если кто-то считает, что у него ОСОБЕННО хорошо получилось, что он сделал что-то помимо того, что требовалось в задании, что он хочет показать это всем, то, когда будете сдавать тетради в следующий раз, поставьте свою тетрадь на особое место (экран успеваемости, «папка почета» и т.д.).

Дается установка на САМООЦЕНКУ ОСОБЫХ ДОСТИЖЕНИЙ – для проявления «шустриков» - тоже не всегда адекватно. Не страшно: для этого – следующие шаги.

2-й шаг (на ближайшей неделе). Развиваем эмоциональную рефлексию – основу для последующей адекватной оценки своих учебных успехов.

В конце каждого урока (или как минимум в конце дня на последнем уроке) в тетради на полях или в дневнике напротив строки урока предлагать ставить обозначение по шкале (для этого повесить в классе рядом с доской крупную шкалу).

^ Подать это детям так:

– Наш урок (учебный день) заканчивается – пусть сейчас каждый вспомнит, что он делал, что у него особенно хорошо получалось. (УСТАНОВКА НА УСПЕХ!) И пусть каждый выберет себе значок, который нарисует в тетради (объяснить где) // или в дневнике (объяснить где).

– Если ты доволен собой, у тебя все получалось, то рисуй улыбающееся личико // или солнышко.

– Если тебе на уроке было временами не просто, не все получалось, то рисуем удивленное личико // или солнышко, наполовину закрытое тучкой.

– Если тебе на уроке было сложно, многое не получалось, то рисуй грустное личико // или тучку. Мы тебе обязательно поможем, в следующий раз будет лучше!

Таким образом, каждый день ребята будут задумываться, что у них получалось, а что нет. Так они будут психологически готовиться к следующему шагу.

3-й шаг (спустя месяц после 1-го шага). Устанавливаем порядок самооценки (к уже известным учениками 1-му и 2-му пунктам алгоритма самооценки добавляем 3-й и 4-й пункты).

– Меняем у доски плакат со шкалой эмоциональной оценки на новый плакат:


^ Как оценить свою работу?

1. Какое было задание?

Карандаш и лист с пустым кружком.

2. Смог выполнить?

Карандаш и лист с закрашенным кружком.

3. Правильно или с ошибкой?

Карандаш и лист, где закрашено с выходом за границы.

4. Сам или с помощью?

Два карандаша и лист с правильно закрашенным кружком.

Такой же текст, как на плакате, надо дать родителям на собрании как вклейку в дневники.

– Выбираем урок для самооценивания (один-два в день) и урезаем его содержание (отбрасываем последние задания в тетради). Это время уйдёт на выработку у учеников умения самооценки (в дальнейшем более сознательное отношение детей к учебе компенсирует менее подробное изучение нескольких тем).

– Планируя урок с самооцениванием, выбираем, когда, на каком задании, какому ученику предложим показать всему классу – как он справился с ним. Первыми должны быть ученики успешные, уверенные в себе, психологически готовые к тому, что все будут разбирать их работу. Задание они должны получить простое, чтобы точно справились без ошибок!

– После того как ученик показал классу, как он выполнил задание, учитель говорит: «А теперь давай вместе оценим твой ответ». Учитель задает вопросы, показывая на плакат «Как оценить свою работу?» и подводит ученика к ответам:

Учитель

Ученик

1) Какое у тебя было задание, что надо сделать?

Называет, вспоминая формулировку.

2) Давай сравним твой ответ и задание – ты справился?

Сравнивает и решает – да.

Все согласны? (Обращаясь к классу.)

Да.

3) Правильно или с ошибкой?

Без ошибок (если надо, обратимся к классу).

4) Сам или с чьей-то помощью?

Сам!

В конце учитель предлагает ученику наградить себя за выполненное задание: «Раз МЫ решили, что ты справился полностью правильно и сам, то награди себя – рядом с заданием (в тетради или в дневнике) нарисуй маленький кружок и закрась его!» (Показывает на доске.)

Рисует кружок (в тетради/дневнике) и закрашивает его.

Классу: «Так мы теперь будем оценивать наши задания!»




– Точно так же разбираем решение следующего ученика (на этом или другом уроке), постоянно обращая внимание класса на плакат с порядком действий при оценивании. И т.д.

4-й шаг (спустя несколько дней после 3-го шага). Учим признавать свои ошибки.

Предлагаем ученику (психологически готовому) при классе оценить выполнение задания, в котором (как мы знаем) у него есть незначительные ошибки, недочеты.

Когда по порядку самооценки мы доходим до вопроса 3) («Сделал правильно или с ошибкой?») – необходимо добиться, чтобы ученик сам увидел у себя ошибку (сравнивая, например, с правильным образцом выполнения задания) или согласился с доказательными рассуждениями учителя, что здесь ошибка есть.

Получив такое признание, нужно ОБЯЗАТЕЛЬНО ПОХВАЛИТЬ ученика: «Молодец, нашел у себя ошибку, не постеснялся признать это! Ты честный человек! Значит, в следующий раз ошибки, скорее всего, не будет!»

После этого учитель предлагает ученику наградить себя: «Теперь честно награди себя!»

Учитель

Ученик

– Как мы награждаем себя за правильно выполненное задание?

– Рисуем (в тетради/дневнике) кружок и закрашиваем его

– Ты хоть и с ошибкой, но выполнил задание. Значит, нарисовать и закрасить кружок можешь?

– Да, наверно, могу.

– Но раз ты сделал с ошибкой, закрашивать будешь полностью или только часть?

– Лучше только часть!

– Правильно! Так ты будешь помнить, где была ошибка, чтобы снова ее не допустить.




Точно так же при ответе на вопрос 4, если ученик справился с заданием с чьей-то помощью (учителя, класса), надо получить от него признание, что помощь была. (ОБЯЗАТЕЛЬНО ПОХВАЛИТЬ за это признание.) И так же предложить ему закрасить кружок рядом с заданием не полностью.

Несколько уроков подряд предлагаем ученикам оценивать свои действия, признавая ошибки.

В какой-то момент надо предложить ученику (психологически готовому) оценить при всех задание, с которым он совсем не смог справиться, сделал полностью неправильно.

Учитель

Ученик

– Какое у тебя было задание, что надо было получить?

Объясняет задание.

– Сравни со своим ответом – тебе удалось выполнить задание?

Сравнивает и признает (вполне возможно, что не сразу, а после доказательных разъяснений), что нет – цели не достиг.

– Получается, ты делал это задание, но сделать не смог?

– Да.

– Молодец! Ты честно признался, что не справился – не каждый взрослый способен на это, а ты – смог!




– Как же тебя наградить? Закрашивать кружок можно?

– Наверное, нет.

– А нарисовать пустой кружок рядом с заданием?

– Можно!

– Правильно! Так ты будешь знать, какое задание у тебя не получилось, и сможешь выполнить его заново. У тебя обязательно получится!




5-й шаг (спустя один-два месяца после 4-го шага). Используем развитое умение самооценки!

Когда все (или почти все) ученики хотя бы раз оценили свой задание при всем классе, учитель перестает проговаривать все вопросы алгоритма самооценки, а предлагает ученикам самим, глядя на опорный сигнал, задавать себе эти вопросы и отвечать на них.

Помимо диалога самооценивание может производиться при коллективной проверке письменных заданий. На доске появляется эталон правильного ответа, и каждый ученик в своей тетради оценивает свое решение самостоятельно.

Когда ученики начинают производить оценивание, не глядя на опорный сигнал, учитель может убрать его и доставать, только если у кого-то возникают затруднения. Базовое умение самооценки сформировано.

Планируя следующие уроки, учитель перестает урезать его содержание до минимума, вновь может включать учебный материал, относящийся к максимуму.

Алгоритм самооценки сворачивается: после предложения учителя: «Оцени свой ответ» – следует краткая фраза ученика: «Цель достигнута, ошибок не было – или: «Решение я получил, но с помощью класса».





Если мнение ученика и учителя совпадает, можно вести урок дальше.




Если мнение учителя отличается от мнения ученика (завысил или занизил свою оценку), необходимо пройтись целиком по алгоритму и согласовать позиции.

Самостоятельные, итоговые работы

^ 2.7.2. Самостоятельные, итоговые и контрольные работы как важный элемент технологии оценивания образовательных достижений

Важным элементом технологии оценки учебных успехов являются учебные пособия, которые позволяют оценить успешность продвижения учеников в освоении учебного материала. Ниже приведён фрагмент учебного пособия «Самостоятельные и итоговые работы по окружающему миру» (Вахрушев А.А., Бурский О.В., Родыгина О.А – М., Баласс). Чётко видно, что даже в 1-м классе каждое задание снабжено умением, взятым из помещенной в тетрадь таблицы требований.



^ 2.7.3. Подготовка интегрированных проверочных работ, нацеленных на оценивание метапредметных результатов

Авторский коллектив Образовательной системы «Школа 2100» выпустит к осени 2010 года тетрадь интегрированных проверочных работ для 1-го класса, включающих как работы на основе текста, так и работы с отдельными заданиями к рисункам и схемам, нацеленные на проверку результатов формирования универсальных учебных действий. Такие работы были апробированы в рамках эксперимента Российской академии образования в 2004–2007 годах (научный руководитель эксперимента – академик РАО, доктор психологических наук Д.И. Фельдштейн).

ГЛАВА 3. КАК ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА «ШКОЛА 2100» ПОМОГАЕТ УЧИТЕЛЮ СООТВЕТСТВОВАТЬ ЦЕЛЯМ И ЗАДАЧАМ, СФОРМУЛИРОВАННЫМ В ФЕДЕРАЛЬНОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ СТАНДАРТЕ

^ 3.1. Проектирование урока средствами УМК

При подготовке к уроку современному учителю необходимо учитывать требования основных нормативных документов, особенности методики начального обучения, специфику возраста младшего школьника. Надо отметить и особенности восприятия современных детей. Становится необходимым использовать наиболее эффективные способы обучения в рамках учебного времени.

При проведении уроков по нашим учебникам учителя очень часто сталкиваются с проблемой нехватки времени. Материал столь обширен, что его не удается «открыть» полностью с помощью школьников. Уже звенит звонок, а учитель еще не объяснил ребятам весь материал. В результате не остается времени ни на этап самостоятельного применения знаний, ни на подведение итога. В основе этой проблемы лежит стремление учителя «открыть» с учениками все знания. Напротив, некоторые сложные положения проще найти ребятам в тексте учебника или объяснить самому учителю, оставив более легкие «открытия» для учеников. Важно, чтобы на каждом уроке хотя бы часть знаний дети «открывали» сами. Говоря об уроках в 1-м классе, надо отметить, что школьники еще достаточно малы и долгое время работать самостоятельно не могут, но любой вид заданий может быть предложен детям частично или видоизменен и преломлен к данному возрасту. Например, различные виды разборов могут быть только частичными, диктант может быть графическим или знаковым (послушайте слово и запишите столько крестиков, сколько слогов в слове), а списывание – выборочным. Т.е. обязательным для детей данного возраста являются разнообразие видов деятельности, частая смена деятельности и в то же время периодически проводимая систематизация знаний и умений. С этой же целью были разработаны комбинированные уроки обучения грамоте и письма. Данный тип урока позволяет не только менять деятельность, но и развивать все четыре вида речевой деятельности (чтение, письмо, говорение, слушание), важность которых чрезвычайно велика. При слабо развитом умении говорить или слушать процесс чтения не может идти в динамике. Так же можно прокомментировать и развитие умения писать, напрямую зависящее от чтения, говорения и слушания. Следовательно, проектируя урок, каждый учитель должен готовить упражнения, развивающие все четыре вида речевой деятельности.

Вторая и главная причина нехватки времени – неумение пользоваться принципом минимакса. Согласно этому принципу школьники на уроке могут узнать много нового (максимум), но должны узнать лишь важнейшие знания (минимум). Поэтому на первом этапе подготовки к уроку следует выделить в содержании учебника обязательный программный минимум. Это и есть тот минимум, который должны усвоить все ученики и который будет проверяться в контрольных или итоговых работах в конце четверти. Усвоение этих знаний и умений обеспечивается не столько на данном уроке, сколько на последующих уроках в процессе их актуализации. В некоторых уроках может не быть знаний и умений, относящихся к минимуму.

К максимуму относятся те понятия, которые хотя и раскрываются в тексте учебника, но не отражены в программных требованиях. Их не только не обязательно знать, но и не обязательно включать в материал урока.

На втором этапе, выявив понятия минимума и максимума, учитель определяет цели урока с учетом двух основных линий развития.

Затем, на третьем этапе, необходимо продумать проблемную ситуацию и главный вопрос урока, используя вариант в методических рекомендациях или учебниках, изменяя их при необходимости в соответствии с потребностями учебного процесса.

На четвертом этапе учитель готовит небольшой набор важнейших вопросов для диалога, на которые нужно найти ответ, чтобы ответить на главный вопрос. Эти основные вопросы подводящего диалога учитель включает в свой конспект, одновременно подумав над возможными ответами на них детей. Выработанный план следует стараться соблюдать, отвлекаясь на уроке лишь на возникающие у учащихся затруднения при изучении важнейших знаний и умений. В случае если школьники сразу же выскажут свои версии решения проблемы (побуждающий диалог), учитель не станет задавать все подготовленные вопросы, а перейдет на уроке к обсуждению версий. Вообще в нашей методике проблемного диалога надо быть заранее готовым к тому, что ребята будут легко уводить учителя с продуманной колеи. Именно для того, чтобы урок не потерял логику, учитель пишет у себя в конспекте систему важнейших вопросов и старается ей следовать.

Лишь на последнем этапе учитель начинает выбирать и включать в конспект урока те знания из максимума, которые заинтересуют школьников. В 3–4-м классах можно предварительно обсудить с ребятами, о чем они хотят узнать. Этот материал и является тем резервом, которым может пожертвовать учитель при нехватке времени.

Воспитывая успешного человека, нельзя не сказать о принципе комфортности, сформулированном в концепции Образовательной системы «Школа 2100». Это, во-первых, снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса: «Ничему меня не научит, // То, что тычет, талдычит, жучит...» (Б.А. Слуцкий). Во-вторых, данный принцип предполагает создание в учебном процессе раскованной, стимулирующей творческую активность школьника атмосферы. Сравним у Л.Н. Толстого не устаревшее, увы, рассуждение о «школьном состоянии души», когда «все высшие способности – воображение, творчество, соображение – уступают место каким-то другим, полуживотным способностям... подавлять в себе все высшие способности для развития только тех, которые совпадают со школьным состоянием страха, напряжения памяти и внимания» (Тол-
стой Л.Н. Педагогические сочинения. – М., 1989. С. 61–62). И, наконец,
в-третьих, принцип комфортности требует опоры на внутренние мотивы, и в частности, на мотивацию успешности, постоянного продвижения вперед. Учитель принимает все ответы детей, приветствует активность и желание порассуждать. Только при этом условии дети захотят поднимать руку и высказывать свое мнение. Истоки создания такой атмосферы – это самое начало школьной жизни, 1-й класс. Возможность ответить, принять участие – необходимые условия для такой учебной атмосферы.

Стало невозможным готовить новое поколение к жизни и работе в обществе с определенными, фиксированными параметрами. Чтобы выпускник школы был востребован обществом при любых условиях, его не просто надо научить – не менее, если не более, важно научить его учиться. Образование, прежде всего формирование готовности к самостоятельному познанию, становится ключом к успешному развитию. Поэтому в первые же дни 1-го класса необходимо выстроить систему обучения ребенка самостоятельной работе. Для этого на каждом уроке необходимо уделить несколько минут (2–5) для выполнения самостоятельной работы, постепенно увеличивая это время. Любая самостоятельная работа должна быть подготовлена и проверена. В развороте любого учебника можно найти: столбик слогов, картинку, знаки, которые подойдут для обучения детей самостоятельности. Самостоятельная работа должна быть доступна каждому ребенку, дифференцирована. Каждая работа должна включать этап проверки.

Для повышения эффективности урока авторский коллектив Образовательной системы «Школа 2100» предлагает использовать при подготовке к уроку две технологии, два алгоритма деятельности. Хотя типов уроков гораздо больше, но данные структуры дают возможность ориентироваться учителю при составлении планов различных уроков, иногда используя лишь некоторые этапы, частично.

^ Этапы проблемно-диалогического урока:

1) Создание проблемной ситуации учителем и формулирование учебной проблемы учениками.

2) Выдвижение версий.

3) Актуализация имеющихся знаний.

4) Составление плана решения проблемы.

5) Поиск решения проблемы – открытие нового знания.

6)Выражение решения проблемы.

7) Применение нового знания на практике.

Алгоритм подготовки проблемно-диалогического урока:

1. Определить место урока в системе (программа) и тип урока.

2. Чтение материала в учебнике (содержательный план).

3. Определение целей по линиям развития.

4. Определение уровней минимума (стандарт) и максимума (предложение «Школа 2100»).

5. Разработка проблемной ситуации.

6. Выбор вопросов для актуализации знаний.

7. Составление предполагаемого диалога (побуждающего, подводящего).

8. Выбор формы работы (индивидуальная, в паре, в группе).

9. Подбор заданий для этапа применения знаний (система упражнений по уровням).

10. Обсуждение вопросов для рефлексии.

11. Подготовка домашнего задания (возможна дифференциация по уровням).

Технология продуктивного чтения

(возможна при работе с любым текстом на любом уроке):

1. Работа с текстом до чтения.

Прогнозирование по названию, имени автора, иллюстрации.

2. Работа с текстом во время чтения

Использование приемов понимания текста.

3. Работа с текстом после чтения.

Возвращение к имена автора, названию, иллюстрации.

Творческое задание.

Обобщающая беседа.

Помощью для учителя является наличие технологии на развороте учебника, что даёт возможность чётко работать по названной структуре, удобно объяснять родителям; сами дети со временем присваивают себе алгоритм работы и используют его при самостоятельной деятельности.

^ 3.2. Портфолио учителя начальной школы как демонстрация результатов его деятельности для оценки своей профессиональной компетенции1

Сегодня существует много подходов к формированию навыков рефлексии (самооценки) у учителя. Формируя самооценку ребёнка, нельзя не учить этому умению и самого педагога. Но для учителя трудно найти инструмент, которым можно измерить все благородство души учителя, неповторимые моменты его творчества в повторяющемся учебном процессе. Ничем не измеряются в труде учителя и озарения, которые не возникают из ничего и ниоткуда, а подготавливаются всем предыдущим опытом учителя, его бесконечными диалогами с самим собой.

С другой стороны, у учителя должно быть «досье успехов», в котором отражается все, что происходит в его педагогической жизни. Таким «досье успехов» может стать портфолио педагога. На сегодняшний день существует множество различных вариантов портфолио. Для создания модели необходимо решить несколько задач.

  1. Изучить и осмыслить требования, предъявляемые к портфолио учителя.

  2. Изучить и осмыслить опыт создания портфолио учителя.

  3. Разработать такую структуру модели портфолио, которая помогла бы получить все необходимые данные об учителе.

^ Цель данной разработки. Представление одного из вариантов модели портфолио учителя как технологии, отражающей развитие его профессиональных компетентностей в течение определенного времени.

^ Цель создания портфолио учителя. Создать условия для самообразования, самопознания, самоактивизации педагога.

Задачи:

– отражение индивидуальной траектории профессионального развития педагога как участника сетевых педагогических сообществ;

– обобщение и визуализация опыта учителя;

– определение «зон» профессионального успеха и развитие на основе анализа педагогической деятельности.

Принципы отбора материалов при составлении портфолио:

Приведём два примера содержания портфолио (табл. 6 и 7).


^ Таблица 6

Примерное содержание портфолио

Название

Представленные материалы

1. Оглавление.

Перечень материалов, представленных в портфолио.

2. Общие сведения об учителе.

Портрет, цели и задачи, мотивы участия в работе сетевых сообществ (персональный профиль).

3. Использование ресурсов сетевых сообществ для повышения педагогической квалификации (мастерские отдельных педагогов, совместные проекты, мастер-классы, в т.ч. дистанционные).

Тематика, сроки прохождения. Свидетельства эффективности повышения квалификации: как учитель реализует новые возможности в практике своей работы.

4. Авторские разработки, методические материалы, проекты, каталоги, созданные в рамках деятельности сетевых педагогических сообществ.

Тема, описание разработки (проекта), содержание каталогов.

Материалы, отражающие результативность их использования:

а) для достижения нового качества образования (компетенции, универсальные учебные умения, работа с информацией, обеспечение здоровьесбережения и др.);

б) улучшения организации, повышения эффективности труда учителя.

5. Публикации: изданные методические разработки, публикации в СМИ, сети Интернет.

Полные названия разработок, издательств, изданий, ссылки на ресурсы Интернета.


6. Участие в конкурсах, выставках учебно-методических материалов.

Название, организаторы, сроки проведения.

Достигнутый результат.

7. Обобщение и трансляция опыта участия в работе сетевых педагогических сообществ.

Тематика выступлений, дата, состав слушателей.

Планы мастер-классов, тезисы выступлений, планы работы творческих групп, фото и др.

8. Внешняя оценка профессиональной деятельности учителя.

Рецензии коллег на созданные учителем методические ресурсы, проведенные ими уроки, тексты обсуждений авторских разработок (например, на форумах), технологические карты, отзывы учащихся и их родителей и др.

9. Рефлексия. Определение «зон» успеха и развития


Самоанализ и самооценка учителя результатов своей профессиональной деятельности (компетентностей): ценностно-смысловая ориентация, коммуникативная, информационная, общекультурная, личностного самосовершенствования, познавательно-творческая, социально-трудовая, профессиональная.

Важно:

Существует и несколько иное наполнение структуры портфолио.

^ Таблица 7

Структура портфолио

Раздел портфолио

Содержание раздела

Раздел 1.Статус учителя

Анкета.

Пояснительная записка.

Раздел 2. Концепция образовательного учреждения

Концепция развития образовательного учреждения.


Раздел 3. Документы


Должностная инструкция учителя.

Положение о ведении и проверке тетрадей.

Нормы оценки.

Положение о едином орфографическом режиме.

Раздел 4. Творческое досье


Тема самообразования и ее реализация:

  1. Участие в экспериментальной работе.

  2. Систематичность повышения квалификации.

  3. Профессиональная переподготовка или получение дополнительного образования.

  4. Обучение в аспирантуре, докторантуре, наличие ученой степени и научного звания.

  5. Организация и проведение семинаров, круглых столов, мастер-классов.

  6. Участие в профессиональных и творческих педагогических конкурсах.

  7. Наличие собственной системы методических разработок.

  8. Использование современных образовательных технологий, в том числе информационно-коммуникационных, в процессе обучения предмету и в воспитательной работе.

  9. Разработка и реализация авторских концепций, программ, проектов.

  10. Наличие публикаций по проблемам обучения, развития, воспитания детей.

  11. Участие в инновационной деятельности.

Раздел 5. Результаты педагогической деятельности


Материалы с результатами освоения обучающимися образовательных программ:

  1. Динамика учебных достижений обучающихся за последние три года.

  2. Результат внеурочной деятельности по преподаваемым предметам.

  3. Сформированность у учащихся ключевых компетентностей по преподаваемому предмету.

Результаты деятельности учителя в качестве классного руководителя:

  1. Анализ результативности деятельности классного руководителя в аспектах:

– динамики уровня воспитанности;

– коммуникативной компетентности учащихся;

– участия детского коллектива в реализации социально значимых инициатив.

  1. Показ конструктивного сотрудничества: педагогического, родительского и ученического сообществ.

Раздел 6. Учебно-материальная база


  1. Санитарно-гигиенические требования к кабинету.

  2. Наименования объектов и средств материально-технического обеспечения, имеющихся в наличии в учебном кабинете.

Раздел 7. Приложения


Публикации:

  1. Статьи.

  2. Тезисы выступлений.

  3. Доклады на профессиональных конференциях.

  4. Доклады на заседаниях районного методического объединения.

  5. Доклады на школьном методическом объединении.

Сертификаты индивидуальных достижений:

  1. Сертификаты.

  2. Удостоверения курсов повышения квалификации.

  3. Грамоты.

  4. Благодарности.

  5. Дипломы профессиональных конкурсов, соревнований.

  6. Гранты и т.д.

Отзывы:

  1. Тексты заключений, рецензий, отзывов.

  2. Резюме.

  3. Рекомендательные письма, представленные коллегами, администрацией, возможно, родителями, учениками.



Результаты работы:

  1. Планы уроков.

  2. Сценарии внеклассных мероприятий.

  3. Разработанные раздаточные материалы.

  4. Упражнения.

  5. Пособия.

  6. Тесты.

Характеристика-представление (или аналитическая справка).

Сканированные копии:

– диплома (других документов об образовании);

– аттестационного листа;

– документов о повышении квалификации;

– наградных документов;

результатов (аттестационного обследования ОУ по предмету).

Создавая модель портфолио учителя, необходимо принимать во внимание требования, предъявляемые аттестационной комиссией к учителям, претендующим на высшую квалификационную категорию.


^ 3.3. Методическое и психологическое сопровождение учителя, работающего по УМК Образовательной системы «Школа 2100»

Учебно-методический центр «Школа 2100» поручил кураторство группы учителей пилотных площадок по внедрению Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения в городе Москве заслуженному учителю Российской Федерации, учителю начальных классов Многопрофильной гимназии № 1506 Москвы, автору прописей для первоклассников «Мои волшебные пальчики», соавтору учебников «Букварь», «Русский язык» (1–4-й классы) Прониной Ольге Викторовне.

Группа начнет действовать с августа 2010 года и будет регулярно собираться на консультации по насущным проблемам пилотирования УМК (место будет уточнено). Однако начиная с летнего периода организована связь с учителями с помошью электронной почты (Пронина Ольга Викторовна ‹pronina-sokolniki@mail.ru›).


1365177186329363.html
1365246020741758.html
1365300669459271.html
1365440468338779.html
1365489404283021.html