Функция контроля в экономическом механизме менеджмента - Среднего Специального Образования Республики Узбекистан...


^ Функция контроля в экономическом механизме менеджмента.

1. Управленческий контроль: формы и средства реализации.

Одна из функций управления: управленческий контроль, без которой не могут быть реализованы в полной мере другие функции управления: планирование, организация, руководство и мотивация. Контроль призван обеспечивать правильную оценку реальной ситуации и тем самым создавать предпосылки для внесения корректив в запланированные показатели развития как отдельных подразделений, так и всей фирмы. Поэтому контроль выступает одним из главных инструментов выработки политики и принятия решений, обеспечивающих нормальное функционирование фирмы и достижение ею намеченных целей как в долгосрочной перспективе, так и в вопросах оперативного руководства.

В функцию контроля входят: сбор, обработка и анализ информации о фактических результатах хозяйственной деятельности всех подразделений фирмы, сравнение их с плановыми показателями, выявление отклонений; разработка мероприятий, необходимых для достижения намеченных целей. В связи с этим контроль рассматривается не только как фиксирование отклонений, но и как анализ причин отклонений и выявление возможных тенденций развития.

Формы контроля: финансовый (как основа общего управленческого контроля) и административный.

Экономический анализ хозяйственной деятельности фирмы играет важную роль в системе управления фирмой и тесно связан со всеми функциями управления.

Методика экономического анализа хозяйственной деятельности фирм: метод учета дохода; метод учета по выполненному контракту; метод поэтапной сдачи работ; метод оценки собственности; метод учета по себестоимости; метод оценки затрат в совместном предприятии; метод пропорциональной консолидации; метод долевого участия.

Показатели, используемые для экономического анализа:


^ 2. Финансовый менеджмент.

Финансовый менеджмент – это вид профессиональной деятельности, направленный на управление финансово-хозяйственной деятельностью фирмы на основе современных методов.

Финансовый менеджмент включает:

Методы финансового менеджмента являются выработка и применение методов, средств и инструментов для достижения целей деятельности фирмы в целом и ее отдельных производственно-хозяйственных звеньев – центров прибыли.

В задачи финансового менеджмента входит нахождение оптимального соотношения между краткосрочными и долгосрочными целями развития фирмы и применяемыми решениями в краткосрочном и долгосрочном финансовом управлении.

Основная задача финансового менеджмента – принятие решений по обеспечению наиболее эффективного движения финансовых ресурсов между фирмой и источниками ее финансирования как внешними, так и внутрифирменными.


^ 3. Информационное обеспечение финансового менеджмента.

Управленческий учет – это новый вид деятельности в системе управления. Его цель – обеспечение управленческого звена фирмы информацией оперативного и финансового учета, необходимой для анализа результатов финансово-хозяйственной деятельности фирмы, принятия на этой основе оптимальных управленческих решений и контроля за их реализацией (компьютерная сеть, телекоммуникация).

Бухгалтерский учет представляет собой глобальную информационную систему организации результатах текущей хозяйственной деятельности фирмы, предназначенную для оперативного управления и обеспечения финансовой и статистической отчетности фирмы.

Оперативный учет представляет собой систему сбора, обобщения и хранения информации об использовании всех денежных средств и ресурсов ФПД фирмы.

Статистический учет обязателен для каждой фирмы, однако статистическая информация в отличие от финансовой может быть не сплошной, а выборочной.


^ 4. Анализ финансовой деятельности фирмы.

Цель анализа финансовой деятельности фирмы – дать оценку результатам эффективности деятельности фирмы за отчетный год и оценку ее текущему положению.


^ Типы организаций в менеджменте.


Типы организаций в менеджменте включают такие вопросы, как: типы организаций по взаимодействию с внешней средой – механический тип организации и органический тип организации; типы организаций по взаимодействию подразделений – традиционная организация, дивизиональная организация, матричная организация; типы организаций по взаимодействию с человеком – корпоративная организация, индивидуалистская организация; новое в типа организаций – эдхократическая организация, многомерная организация, партисипативная организация, предпринимательская организация, организация, ориентированная на рынок.






Механическая


Органическая

Традиционная

Дивизиональная или отделенческая

Матричная

Корпоративная


Индивидуалистическая


^ Характеристики организационной системы.


Новое в типах организации (в начале 80-х гг. наиболее развитые страны уже поднялись на его первую ступень) развиваются на наших глазах социотехнической революцией, является информационно-компьютерная революция. При формировании нового общества претерпевает радикальные изменения материальное организации, мировоззрение, быт и образование, искусство и культура. Меняются не только формы, но и содержание деятельности. В данном контексте важно понять те новые требования, которые предъявляет информационное общество к проектированию организации, к объединению или разделению работ в ней.

В последнее время в литературе рассматриваются различные новые типы организаций, успешно действующих в “информационной” среде. К ним относятся: эдхократические, многомерные, партисипативные, ориентированные на рынок и организации предпринимательского типа.

Эдхократия – это в то же время и управленческих стиль, и организационный дизайн. Ключевым в ней является компетентность и она ценится наивысшим образом.

Многомерные организации по следующим измерениям: территория, рынок, потребитель, с ориентацией на которых могут объединяться работы в организации.

В партисипативной организации участвуют работники всех уровней в управлении: участие в принятии решений, участие в установлении целей, участие в решении проблем.

Предпринимательские – деловые организации, малые и средние предприятия, в бизнесе, крупные предприятия, корпорации и компании.

Организация, ориентированная на рынок – это органический тип организации, также дивизиональная, матричная структура, индивидуалистический тип.

Экономический механизм менеджмента в организациях состоит из трех блоков:

Принципиальная схема внутрипроизводственного управления: принципы (централизация, децентрализация, демократизация и т.п.); функции (маркетинг, планирование, организация, контроль, мотивация, координация); экономические методы (коммерческий расчет, внутрипроизводственный расчет, цены и механизм ценообразования).

Принципиальная схема управления производством (услуг, работ): инновационный менеджмент (проведение НИОКР, научно-техническая политика, разработка и внедрение новой продукции, организация научно-технологической деятельности); регулирование и обеспечение сбыта (разработка сбытовой политики, выбор каналов и методов сбыта, организация сбыта); организационные структуры управления развитием производства (функциональная, линейная, линейно-функциональная, матричная структура, проблемно-целевое управление, программно-целевое управление).

Принципиальная схема управления персоналом: разработка и проведение кадровой политики (принципы подбора и расстановки персонала, условия найма и увольнения, обучение и повышение квалификации, оценка персонала и его деятельности); оплата и стимулирование труда (форма оплаты труда, пути повышения производительности труда, поощрительные системы оплаты труда); групповое управление, взаимоотношения в коллективе и с профсоюзами (вовлечение работников в управление на низовом уровне, рабочие бригады и их функции, взаимоотношения в коллективе, взаимоотношения с профсоюзами); социально-психологические аспекты управления (мотивация труда работников и творческая инициатива, организационная культура фирмы, влияние управления персоналом на деятельность фирмы и ее организацию).


К элементам фирмы и процесса управления относится:

Задача управления маркетингом заключается в воздействии на уровень, время и характер спроса таким образом, чтобы это помогло организации в достижении стоящих перед ней целей. Попросту говоря, управление маркетингом – это управление спросом.

Управление по маркетингу – это должностные лица, занимающиеся анализом маркетинговой ситуации, претворением в жизнь намеченных планов или осуществление контрольные функции. Сюда относятся управляющие по сбыту и сотрудники службы сбыта, руководящие работники службы рекламы, специалисты по стимулированию сбыта, исследователи маркетинга, управляющие по товарам и специалисты по проблемам ценообразования.


^ Анализ внешней и внутренней среды предприятий.


Любое предприятие или фирма функционирует взаимодействий внешней и внутренней средой.

К внутренней среде предприятия относятся: его организационная структура управления деятельностью, цели, задачи, технология, транспортные или производственные средства и люди.

К внешней среде предприятия относятся: поставщики ресурсов, трудовые ресурсы, капитал, законы и органы государственного регулирования, потребители и конкуренты,; развития международного бизнеса, производственные и инвестиционные возможности; лицензирование на экспорт и импорт.

Производственно-хозяйственная деятельность предприятия соответственно будет обеспечивать системы производства всеми необходимыми ресурсами и организаций технологического цикла в целом:

Производственно-хозяйственная деятельность предприятия требует такого стиля работы, в основе которого лежит постоянный поиск новых возможностей, умение привлекать и использовать для решения поставленный задач ресурсы из самых разнообразных источников, добиваясь повышения эффективности производства.

Определение целей деятельности предприятия на ближайшую и дальнюю перспективы, рациональное использование материальных и трудовых ресурсов и т.п. могут быть достигнуты на основе своеобразного экономического механизма управления хозяйственной деятельностью конкретного предприятия. Руководители любого уровня предприятия должны уметь управлять людьми. Кроме того они в управленческом процессе производственной деятельностью предприятия должны уметь рационально координировать, планировать, организовать и контролировать либо из единого центра, либо на конкретном управленческом уровне. Все это приобретает особую важность в условиях коммерческого и внутрипроизводственного расчета.


^ 11. Экономические методы управления в менеджменте.


Под экономическими методами хозяйствования понимается совокупность средств и инструментов, целенаправленно воздействующих на создание благоприятных условий для функционирования и развития фирмы.


^ 1. Коммерческий и внутрифирменный расчет.

Экономические рычаги хозяйственного механизма соответствуют социально-экономической природе фирмы и являются одним из факторов развития производства и обмена на рыночной основе. Поэтому особое значение приобретает изучение того нового, что внесено практикой в содержание коммерческого расчета как важнейшего метода хозяйствования. Он синтезирует в себе как функции управления, так и экономические рычаги и инструменты и направлен на соизмерение затрат и результатов и обеспечение прибыльности производства.

Экономический механизм функционирования и развития фирм предполагает использование метода коммерческого расчета исходя из глобальной хозяйственной политики и целей фирмы, в частности, в области обеспечения рентабельности производства и сбыта; распределения капиталовложений и размещения производства; финансирования и кредитования; развития технологии, кадровой политики, политики приобретения новых предприятий и структуры капитала и др. принятие централизованных решений по этим вопросам сочетается с дифференцированным подходом к отдельным подразделениям в зависимости от характера и содержания их деятельности, территориального размещения предприятий и степени участия в общей производственно-сбытовой деятельности фирмы.

В рамках коммерческого расчета в крупных предприятиях используются в централизованном порядке такие экономические рычаги и инструменты, как глобальная политика в области ценообразования, издержек производства, финансирования и кредитования. Эта политика направлена на получение устойчивой прибыли, что является конечной целью коммерческого расчета.

Одной из особенностей коммерческого расчета в современных условиях является предоставление оперативной самостоятельности отдельным подразделениям крупных фирм (производственным отделениям, филиалам и дочерним компаниям) и выделения их в центры прибыли. В результате в рамках коммерческого расчета возникла и развилась такая форма взаимоотношений внутри фирмы, которую можно назвать внутрифирменным расчетом. Она отражает взаимоотношения отдельных подразделений фирмы в связи с внутрикорпорационными поставками и хозяйственные отношения, складывающиеся на этой основе. Характер таких отношений во многом зависит от хозяйственно-экономического и правового положения подразделений корпорации.

Хозяйственно-экономическое положение конкретного подразделения определяется степенью его оперативной самостоятельности и предоставляемыми его руководителю полномочиями. Так, на центры прибыли возлагается ответственность за выполнение плановых показателей по прибыли, а также других показателей планов. В их рамках руководитель центра прибыли вправе принимать самостоятельные оперативные решения и выбирать средства, направленные на достижение поставленных целей. При этом он несет материальную и административную ответственность за те результаты деятельности подразделения, которые непосредственно зависят от принимаемых им решений. Например, в рамках единой политики ценообразования он может устанавливать цены на конечную продукцию, а также принимать меры по снижению издержек производства; намечать направления научных исследований, и разработок по усовершенствованию продукта и повышению его качества, осуществлять внедрение новой продукции в производство, организовывать изучение рынка, рекламу, сбыт, транспортировку продукции. Руководитель центра прибыли отвечает за эффективность использования основного капитала, определяет потребности в новых капиталовложениях и добивается от высшего управления ассигнований на их осуществление.

Оценка деятельности руководителя центра прибыли производится по результатам выполнения установленных показателей по прибыли, от которых и зависит его вознаграждение. Тем самым стимулируются его инициатива и оперативная деятельность, а высшее руководство освобождается от необходимости осуществлять контроль по всем экономическим показателям деятельности центра прибыли.

Внутрифирменный расчет присущ современным корпорациям, имеющим децентрализованную структуру управления и развитие хозяйственных отношений между отдельными оперативными подразделениями, выступающими центрами прибыли. Правовые отношения внутри корпорации определяют ответственность за количество и качество поставляемой продукции и сроки поставок. Хозяйственные отношения между отдельными подразделениями троятся на основе условно-расчетных (трансфертных) цен, которые отражают переход продукта в границах собственности одной компании. В этом случае продукт лишь по форме выступает товаром, не будучи товаром по существу. Такие цены устанавливаются в рамках единой политики ценообразования, разрабатываемой высшим руководством фирмы. Отношения в рамках внутрифирменного расчета отражают потребность в обеспечении минимальных затрат на всех промежуточных стадиях производства конечного продукта (минимизация затрат). В соответствии с этим строится система внутрикорпорационных цен, отчислений и платежей, которые выступают как рычаги воздействия на производственную и экономическую деятельность входящих в корпорации и, следовательно, выполняют роль регулятора издержек производства.

Коммерческий и внутрифирменный расчет представляет собой единую систему расчета, что вытекает из общих целей и задач, стоящих перед всей фирмой и ее отдельными подразделениями. Внутрифирменный расчет во многом содержит элементы коммерческого расчета, поскольку он ориентирован на реализацию целей коммерческого расчета.

Внутрифирменный расчет осуществляется в границах единой собственности, в отличие от коммерческого расчета, предполагающего ведение расчетов и отношений между различными собственниками. Поэтому при коммерческом расчете цены отражают реальные процессы и в полной мере проявляются товарно-денежные отношения, складывающиеся на мировом рынке, а во внутрифирменном расчете цены устанавливаются исходя из принципов единой политики и стратегии корпорации и определяются множеством различных факторов, отражающих общие цели фирмы в рамках коммерческого расчета.


^ 2. Цены и механизм ценообразования.

Среди различных рычагов экономического механизма управления корпорации центральное принадлежит ценам и ценообразованию, в которых отражаются все стороны экономической деятельности фирмы. В современных условиях монополистического регулирования рынков существенно изменились роль и значение цен, условия их формирования и тенденции развития. Это свидетельствует о качественных изменениях всего механизма ценообразования, представляющего собой переплетение регулирующих начал и конкурентных рыночных сил.

В расчетах с внешними контрагентами фирмы используют в основном два вида цен: публикуемые и расчетные.

^ К публикуемым ценам относятся твердые фиксированные цены: прейскурантные, справочные, цены биржевых котировок, цены фактических сделок крупных фирм на мировом рынке, сведения о которых сообщаются в печати.

^ Расчетные цены – это цены поставщика, устанавливаемые на сложное промышленное оборудование, изготавливаемое по индивидуальным заказам, и другую нестандартную продукцию. Обычно эти цены называют договорными.

В структуре цены (постоянные, на материалы, на зарплату) в современных условиях появляются такие новые элементы, как исчисление на стоимость амортизации избыточных производственных мощностей, усредненные транспортные расходы, расходы по техническому обслуживанию, отчисления на научно-исследовательские работы и освоение новой продукции, на изучение рынка. В то же время произошло заметное повышение доли административных расходов и расходов на рекламу и организацию сбытовой сети.

Разработка структуры цены играет исключительно важную роль в механизме ценообразования. Она позволяет судить о реальных экономических результатах деятельности компании и ее отдельных подразделений, о конкурентоспособности продукции на рынке и источниках прибыли.


^ 3. Ценовая политика.

Разработка ценовой политики в производственном отделении крупной промышленной фирмы представляет значительную сложность и предполагает:


1374956299734408.html
1375096375173188.html
1375143984804963.html
1375176101673158.html
1375418284005905.html