В. И. Рерке- иркутск: Изд-во гоу впо «игпу», 2008. 318 с - страница 17


Возможное число баллов: 35–140.

Из них:

отличная работа = 120–140;

хорошая работа = 95–115;

удовлетворительная работа = 70–90;

презентация нуждается в доработке = 40–65;

слабая работа = 35.

^ Критерии оценки публикации




4

3

2

1

1

2

3

4

5

Научность

Работа полностью
завершена

Почти полностью сделаны наиболее важные компоненты работы

Не все важнейшие компоненты работы выполнены

Работа сделана фрагментарно и с помощью учителя

Работа демонстрирует глубокое понимание описываемых проблем

Работа демонстрирует понимание основных моментов, хотя некоторые детали не уточняются

Работа демонстрирует понимание, но неполное

Работа демонстрирует минимальное понимание

Даны интересные дискуссионные материалы. Грамотно используется научная лексика

Имеются некоторые материалы дискуссионного характера. Научная лексика используется, но иногда не корректно

Дискуссионные материалы есть в наличии, но не способствуют пониманию проблемы. Научная терминология или используется мало или используется некорректно

Минимум дискуссионных материалов. Минимум научных терминов

Ученик предлагает собственную интерпретацию или развитие темы (обобщения, приложения, аналогии)

Ученик в большинстве случаев предлагает собственную интерпретацию или развитие темы

Ученик иногда предлагает свою интерпретацию

Интерпретация ограничена или беспочвенна

Научность

Везде, где возможно, выбирается более эффективный и/или сложный процесс

Почти везде выбирается более эффективный процесс

Ученику нужна помощь в выборе эффективного процесса

Ученик может работать только под руководством учителя

Дизайн

Дизайн логичен и очевиден

Дизайн есть

Дизайн случайный

Дизайн не ясен

Имеются постоянные элементы дизайна. Дизайн подчеркивает содержание

Имеются постоянные элементы дизайна. Дизайн соответствует содержанию

Нет постоянных элементов дизайна. Дизайн может и не соответствовать содержанию

Элементы дизайна мешают содержанию, накладываясь на него

Все параметры шрифта хорошо подобраны (текст хорошо читается)

Параметры шрифта подобраны. Шрифт читаем

Параметры шрифта недостаточно хорошо подобраны, могут мешать восприятию

Параметры не подобраны. Делают текст трудночитаемым

Графика

Хорошо подобрана, соответствует содержанию, обогащает содержание

Графика соответствует содержанию

Графика мало соответствует содержанию

Графика не соответствует содержанию

Грамотность

Нет ошибок: ни грамматических, ни синтаксических

Минимальное количество ошибок

Есть ошибки, мешающие восприятию

Много ошибок, делающих материал трудночитаемым

^ Если вы набрали:

– более 32 баллов – ваша оценка «отлично»;

– от 26 до 32 баллов – «хорошо»;

– от 15 до 24 баллов – «удовлетворительно».

Внимание: создатели каждого проекта имеют возможность получить дополнительную оценку по итогам индивидуальной защиты.


Приложение 4.

^ Игра «ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ЗЕЛЕНОГО ЗМЕЯ»

Цель: изучение правил безопасного поведения при встрече с незнакомыми людьми и незнакомыми веществами.

Задачи:

1. Объяснить необходимости осторожного обращения с неизвестными веществами.

2. Привить навыки осторожного поведения с незнакомыми людьми.

3. Показать опасность употребления таких одурманивающих веществ, как алкоголь, табак, наркотики.

4. Продолжить формирование представлений о здоровье как о высшей человеческой ценности, необходимом условии полноценной и счастливой жизни.

Рекомендации.

Игру желательно проводить с небольшой группой детей, не более 10 человек.

Материалы игры:

Альбомы для рисования, цветные карандаши, фломастеры, карточки с заданиями, фотографии и репродукции, коробочки и тюбики без надписей, фантики от конфет, таблетки аскорбиновой кислоты. Нарисованный паровозик и цветок с разноцветными лепестками. Два отрывка из «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях»: старуха-ведьма предлагает царевне яблоко, царевна откусила яблоко и отравилась.

Ход игры

Ведущий. В некотором царстве, в некотором государстве жил был царь. И был у него во дворце прекрасный сад, слава о котором шла по всей Земле. И рос в том саду удивительный цветок – Здоровье. Но что же такое здоровье?

Ведущий (после ответов детей). Жители сказочной страны никогда не болели, пели песни, всегда помогали друг другу. Но однажды ночью, когда стражники мирно похрапывали у стен дворца, в чудесный сад прокрался ужасный Зеленый Змей и выкрал цветок. Утром жители страны заболели: они чихали и кашляли, некоторые даже не смогли выйти на улицу, потому что стали очень слабыми и несчастными. Если мы не поможем жителям этой страны найти цветок Здоровья, то они могут погибнуть. Но прежде чем отправиться в путь, давайте попробуем узнать, как же выглядит Зеленый Змей. А для этого каждый из вас должен нарисовать его портрет.

Рисунки, которые сделали дети, учитель прикрепляет к доске.

Ведущий. Смотрите, каким некрасивым и страшным получился Зеленый Змей. Конечно, если мы встретимся с ним, то сразу прогоним. Поэтому, чтобы навредить людям как можно больше, коварное чудовище все время принимает другой облик, превращается в самые различные предметы, который может использовать человек.

Учитель показывает картинку, на которой нарисован красиво сервированный стол с различными блюдами, а также с бутылками лимонада и шампанского.

Ведущий. Посмотрите, какой красивый стол накрыл Винни-Пух для своих гостей. Чего тут только нет: конфеты, мороженое, лимонад. Но если присмотреться, можно увидеть, что среди всех этих вкусных вещей притаился Зеленый Змей. Как вы думаете, где он прячется? (В бутылке шампанского.)

Напитки, в которых есть алкоголь – любимое место Зеленого Змея. Назовите, какие еще опасные напитки вы знаете? (Пиво, водка, вино.)

Когда взрослые ставят эти напитки на праздничный стол, они и не подозревают, что внутри прячется опасное чудовище. Или просто надеются, что их организм справится с теми разрушениями, которые приносит Зеленый Змей. А крушит он все подряд: обжигает рот, разрушает стенки желудка, заставляет сердце быстро-быстро стучать, мешает человеку нормально ходить, слышать, забирает его память, делает злым или слабым и безвольным. Ваш организм еще растет, и вам не осилить коварного змея. Но теперь вы знаете, где он прячется, а значит, сможете бороться с ним другим путем: никогда не беря в рот алкогольных напитков. Давайте вместе подумаем, что можно сделать, если взрослые на празднике тебе предложат выпить немного вина? А что делать, если они станут уговаривать? Например, скажут, что если выпить немножко, ничего страшного не произойдет?

Учитель вместе с детьми определяет, как правильно поступить в такой ситуации.

Ведущий. А сейчас мы с вами отправимся на поиски цветка Здоровья вот на этом симпатичном паровозике (нарисован на доске). А вот вагончики вы должны собрать сами.

Перед детьми лежат карточки («вагончики»). На них написаны названия, или даны изображения различных продуктов: молоко, сыр, пиво, мороженое, сигареты и т. д.

Ведущий. Некоторые из этих веществ могут причинить вред здоровью, а значит, мы не можем прикрепить их к паровозику. Уберите лишние карточки.

Карточки с правильными ответами учитель прикрепляет к доске.

Ведущий. А теперь, в путь!

Дети становятся друг за другом, и, изображая паровозик, делают круг по классу. Неожиданно ведущий останавливается.

Ведущий. Осторожно! Мы попали в туннель табачного дыма. Алкоголь – не единственный помощник Зеленого Змея. У него много друзей, но один из самых опасных – никотин. Он скрывается в сигаретах, а когда человек курит – попадает в организм, постепенно отравляя все вокруг. Правда, действует он не спеша, медленно, и поэтому курящий человек не сразу может понять, что «безобидная» привычка губит его здоровье и вредит окружающим. В табачном дыму содержится очень много ядовитых веществ. Поэтому вдыхать его опасно. Представьте, что вы сидите на лавочке во дворе, а рядом сидит пожилой старичок и курит. Как вы поступите? (Нужно пересесть на другую лавочку или отодвинуться подальше.) Точно так же постарайтесь уйти из комнаты, в которой курят. Ведь коварный Зеленый Змей может легко проскользнуть в ваш организм, когда вы просто вдыхаете табачный дым. Ну а теперь давайте поскорее выбираться из этого туннеля, пока не начала болеть и кружиться голова.

Первая остановка!

Дети останавливаются возле стола, на котором разложены фотографии и репродукции картин. На некоторых из них люди изображены с рюмкой или сигаретой.

Ведущий. Посмотрите, как много людей вокруг, и какие они все разные. Кто из них вам больше нравится? У кого лучше цвет лица, меньше морщин, более густые и пышные волосы? А теперь приглядитесь: многие из них уже оказались в лапах Зеленого Змея, и поэтому их фотографии вам не понравились. Человек, который курит или употребляет много алкоголя, теряет свою привлекательность, волосы быстро ломаются, кожа становится серой и желтой, быстрее стареет. Надеюсь, вы извлекли урок, а нам пора в путь!

Вторая остановка! Интересно, как она называется? Что-то я не вижу никакого названия.

Дети останавливаются перед столом, на котором разложены различные предметы: коробка от конфет, пачка молока, бутылка из-под водки, пачка сигарет, баночка йогурта, тюбики и коробочки без надписей, в которых находится сахарная пудра, таблетки без упаковки (аскорбиновая кислота).

Ведущий. Посмотрите, как много здесь интересного. Возьмите каждый тот продукт, который вы бы хотели попробовать. (Дети выбирают тот или иной предмет.) А вы заметили, что на некоторых из этих предметов нет надписей? Может, именно там и притаился Зеленый Змей. Например, в этих коробочках с белым порошком или в этих непонятных таблетках. Алкоголь и никотин – верные помощники Зеленого Змея. Но есть и еще один страшный враг человечества: наркотики. Человек, попробовав эти вещества, больше никогда не сможет от них отказаться. Иначе его начнут мучить страшные боли, он не сможет больше есть, спать, учиться, т.к. обречен постоянно думать о наркотике и пытаться всеми возможными способами снова получить его. Что же делать, чтобы никогда не попасть в зависимость от наркотика? (Никогда не пробовать незнакомых веществ.)

Ведущий. Третья остановка! Посмотрите, нас, кажется, встречают.

В класс входят несколько старшеклассников и начинают раздавать детям коробочки и тюбики без надписей, таблетки без упаковки (аскорбиновая кислота), «конфеты» (фантики, в которые завернуты таблетки аскорбиновой кислоты). Если дети отказываются, их начинают уговаривать: «Попробуй, это вкусно! Чего ты испугался?»

Ведущий. Подождите, вспомните, что произошло на предыдущей остановке? Откуда вы знаете, что это за вещества? Вдруг вам предлагают что-то опасное для здоровья?

Некоторые дети скажут, что им дали конфеты.

Ведущий. Разве вам знакомы эти люди? Почему вдруг они решили вас угостить? Может, это очередная ловушка Зеленого Змея и под фантиком скрывается совсем другое вещество, опасное для здоровья, например наркотик.

Открывает «конфету» и показывает, что там лежат белые таблетки.

Вспомните сказку Пушкина о мертвой царевне.

Зачитывает фрагмент.

Царевна взяла у старухи безобидное яблоко. Но она не знала, что под черным плащом прячется злая ведьма, которая задумала ее отравить. Но что же делать, если во дворе к вам подошел незнакомый человек и предложил что-то вкусное?

Ведущий (после ответов детей). Прежде всего, если рядом находятся родители, спросите у них разрешения. В любом другом случае откажитесь. Не берите у незнакомого человека ничего, даже если это очень вкусно, даже если это красивая игрушка, о которой вы давно мечтали. А сейчас верните нашим встречающим все, чем они вас угостили. Скорее всего, эти неизвестные вещества опасны и вредны. Иначе зачем скрывать их названия и предлагать незнакомым? В путь!

Последняя остановка! Вот мы и приехали. Именно здесь Зеленый Змей спрятал волшебный цветок Здоровья. Только отнять его не так то просто. Зеленый змей приготовил нам много коварных ловушек.

Сейчас я буду называть различные действия. Если они полезны для здоровья, вы должны хлопать в ладоши:

Пить молоко

Пробовать незнакомые таблетки

Делать зарядку по утрам

Пить пиво

Чистить зубы

Целый день смотреть телевизор

Курить

Ложиться спать в одно и то же время

Чаще гулять

Есть всухомятку

Попробовать немного вина

Есть много мороженого

Ведущий. Молодцы. Вы так дружно хлопали, что прогнали Зеленого Змея. Посмотрите: вот он – удивительный цветок Здоровья.

К доске прикреплен цветок с разноцветными лепестками.

Ведущий. Каждый из вас должен подойти к цветку и оторвать один лепесток. Он станет талисманом и поможет оставаться всегда веселым и здоровым. Но чтобы лепесток сохранил свою силу, нужно пообещать никогда не делать того, что может повредить здоровью. Например: «Я обещаю никогда не пробовать незнакомые вещества».

Мы спасли жителей удивительной страны и вернули им волшебный цветок Здоровья – самое главное сокровище, которое есть у каждого из нас.


Приложение 5.


^ МОЛОДЕЖЬ ПРОТИВ НАРКОТИКОВ

Урок-конференция

Цель: формирование культуры поведения, направленного на борьбу с вредными привычками.

Задачи конференции:

1. Расширить представления учащихся об угрожающих масштабах наркомании.

2. Раскрыть физиологический механизм влияния наркотических веществ на организм.

3. Сформировать у учащихся представление о наркомании, как о заболевании.

4. Закрепить знания учащихся о стадиях развития наркомании.

5. Привить учащимся навыки групповой работы.

Продолжить формирование системы представлений о здоровом образе жизни.

Предварительное задание.

Учащиеся должны подготовить к уроку рисунки на тему: «Скажи нет наркотикам!» (и) или сообщения на заданную тему. Каждая из этих работ во время игры приносит команде по 1 баллу.

Оформление кабинета: выполненные учениками рисунки прикрепляются к доске.

Организационный момент.

Класс делится на четыре команды по 6 человек. Все вопросы и задания даются на команду. После обсуждения ответ дает капитан или другой игрок, выбранный командой. Оценка результатов осуществляется жюри. Команда, набравшая наибольшее количество баллов считается победителем, и ее игроки получают за урок пятерки. Однако в ходе игры жюри оценивает и индивидуальную работу учащихся.

Вступление.

В настоящее время наркомания приобрела поистине угрожающий размах. Согласно отчету ООН 2,5 % населения планеты (около 140 млн человек) употребляют марихуану или гашиш, 13 млн – кокаин, 8 млн – героин. Ситуация усугубляется тем, что если раньше речь шла о природных наркотиках, то сегодня прогресс дал человечеству синтетические препараты, одноразового введения которых в организм достаточно для того, чтобы жизнь человека навсегда превратилась в постоянный поиск новой дозы. Действительность порой бывает очень сложной и запутанной. Иногда нелегко понять, какое же решение правильно. Но, если вам однажды придется делать подобный выбор, вы должны знать не только о прекрасных иллюзиях, которые дарят наркотики, но и представлять ту грязь, пошлость и самоунижение, с которыми вам придется столкнуться позже… всего несколькими минутами позже мимолетного самообмана.

Конкурс 1: Разминка.

Каждой команде предлагаются две карточки со следующим заданием:

Из предложенных определений выберите то, которое, по вашему мнению, наиболее точно отражает сущность явления наркомании:

1. Наркомания – заболевание, возникающее в результате употребления наркотических средств (способны в малых дозах вызывать состояние эйфории).

2. Наркомания – вид отклоняющегося поведения личности.

3. Наркомания – заболевание, обусловленное изменением процесса обмена веществ под влиянием наркотических препаратов.

4. Наркомания – болезненное пристрастие к наркотикам, связанное с развитием психологической и физиологической зависимости к этим веществам.

После обсуждения (5 мин) каждая команда предлагает свой аргументированный вариант ответа. Игроки других команд вправе оспорить предложенный вариант. За доказательный ответ и активное участие в дискуссии команда получает 1–3 балла.

О т в е т: Все предложенные варианты являются правильными. Они выражают различный взгляд на данную проблему медицины, социологии, физиологии и психологии.

Конкурс 2: Выбор.

Каждой команде предлагаются две карточки со следующим заданием:

– Вам предлагается таблица, отражающая наиболее распространенные мотивы потребления наркотических средств. Под таблицей даны численные статистические значения (в процентах). Выберите для каждого ответа ту цифру, которую считаете наиболее вероятной. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.



Мотивы, побуждающие молодежь
употреблять наркотики

Цифровое

значение

Подражание другим

«От скуки»

«Чтобы друзья не считали меня мокрой курицей»

Желание забыться

Психическая травма

Незнание тяжелых последствий

Назначение наркотиков в качестве средств лечения

«Чтобы придать себе смелость и уверенность»

«Чтобы легче общаться с другими людьми»

Желание испытать чувство эйфории, кайфа




68,3 %; 25,3 %; 9,6 %; 7,5 %; 2,3 %; 1,3 %; 8,4 %; 3,1 %; 13, 3 %; 10,1 %.

О т в е т: Предложенные варианты располагаются в следующем порядке:

25,3 %; 3,1 %; 13,3 %; 9,6 %; 2,3 %; 1,3 %; 7,5 %; 8,4 %; 10,1 %; 68,3 %.

^ Конкурс 3: Мифология современности.

Ведущий задает вопрос (миф). После обсуждения (максимум 2 мин) команда сообщает опровергающие данное утверждение факты. Команда может согласится с мифом, но аргументировать ответ. Возможна дискуссия. Команда, быстрее и правильнее ответившая на вопрос, получает по 1 баллу.

Миф 1: От очередного употребления наркотика всегда можно отказаться.

Факт: Отказаться можно только один раз – первый. Даже однократное потребление наркотика (особенно синтетического, а они, как правило, наиболее дешевые, а значит, наиболее доступны) приводит к зависимости.

Миф 2: Наркотики дают ни с чем не сравнимое ощущение удовольствия.

Факт: Ощущение кайфа не возникает после первой таблетки или инъекции. Напротив, как и при выкуривании первой сигареты, – тошнота, рвота, головокружение и т. д. Более того, эйфория третьей-четвертой дозы быстро исчезает и в дальнейшем наркотики принимают, чтобы снять мучительное, болезненное ощущение (ломку) и просто просуществовать еще один день.

Миф 3: Наркотики бывают «легкими» и «тяжелыми». Травка – «легкий» наркотик, не вызывающий привыкания.

Факт: Все наркотики вызывают привыкание. Любой наркотик убивает, это только вопрос времени.

Миф 4: Талантливые люди принимают наркотики, чтобы получить приток вдохновения.

Факт: Те, кто это делал, долго не жили. А история пока не припомнит бессмертных произведений искусства, созданных под «кайфом».

Миф 5: Наркоманами становятся только слабые и безвольные.

Факт: Зависимость от наркотиков – это заболевание и, как и любое заболевание, оно не имеет отношения к силе воли.

Миф 6: Если наркотики не вводить в вену, привыкания не будет.

Факт: Любой способ потребления наркотиков приводит к зависимости. Существует закон дозы: с меньших доз человек переходит на большие, с менее сильных веществ – на более сильные. Это закон без исключений.

Миф 7: Лучше бросать постепенно.

Факт: Проще отказаться от употребления наркотиков один раз, чем потом пытаться сделать это всю жизнь.

Жюри подводит итоги викторины, объявляет победителей и выставляет оценки за урок.

Приложение 34

Игра^ «ОСТОРОЖНО! НАРКОТИКИ»

Цель: изучение биологических механизмов влияния наркотических веществ на организм человека.

Задачи:

1. Показать негативные последствия употребления наркотических веществ.

2. Предоставить учащимся возможность высказать собственную точку зрения в отношении проблем табакокурения, алкоголизма, наркомании.

3. Продолжить формирование у подростков способности отстаивать свою собственную точку зрения.

Рекомендации.

Игра проводится на отдельном уроке биологии, после изучения темы «Обмен веществ».

Предварительное задание.

Учащиеся должны подготовить к уроку рисунки на тему: «Скажи нет наркотикам!» (и) или сообщения на заданную тему. Каждая из этих работ во время игры приносит команде по 1 баллу.

Оформление кабинета: выполненные учениками рисунки прикрепляются к доске, на которой, помимо темы урока, написан эпиграф: Сигарета – бикфордов шнур, с одной стороны которого огонек, а с другой – дурак. (Бернард Шоу.)

Организационный момент.

Класс делится на четыре команды по 6 человек. Все вопросы и задания даются на команду. После обсуждения ответ дает капитан или другой игрок, выбранный командой. За нарушение дисциплины с команды снимается 1 балл. Оценка результатов осуществляется жюри. Команда, набравшая наибольшее количество баллов, считается победителем, и ее игроки получают за урок пятерки. Однако в ходе игры жюри оценивает и индивидуальную работу учащихся.

Вступление.

На прошлом уроке, рассматривая причины нарушения обмена веществ, мы с вами затронули вопрос о наркомании. Сегодня мы более подробно остановимся на этом явлении, которое стало, к сожалению, неотъемлемой частью современной действительности.

Ход игры

Ведущий задает вопросы. Команда, быстрее и правильнее ответившая на вопрос, получает по 1 баллу.

Перечень вопросов:

1. Что американцы назвали чумой 20-го века?

О т в е т: Курение. Сегодня курит треть населения планеты. В странах Европейского союза курят 42 % мужчин и 28 % женщин. В России, по данным Минздрава, курят 70 % взрослых мужчин и 49 % женщин. Но за этими цифрами скрывается еще более угрожающая статистика: только в Швейцарии курение ежегодно уносит жизни более 8 тыс. человек. Это больше, чем от СПИДа, героина, кокаина, алкоголя, пожаров, дорожно-транспортных происшествий, убийств и самоубийств вместе взятых. В Германии ежегодное число жертв курения составляет 100 тыс., а в Индии доходит до миллиона.

И, тем не менее, табачная индустрия продолжает процветать, так как сигарета – источник значительной доли годовых доходов правительства. Но тогда возникает вопрос:

2. Как вы думаете, почему табачная индустрия до сих пор не использовала свое политическое влияние, чтобы убрать надпись «Курение опасно для вашего здоровья» с рекламных плакатов и пачек сигарет?

О т в е т прост: в действительности эта надпись защищает табачную индустрию от судебных исков. Если человек, начав курить с 12 лет, а в 45 заболев раком легких, решил предъявить табачной компании иск, то у нее есть хорошее оправдание: мы предупреждали, что курение опасно для вашего здоровья.

– В чем же заключается опасность курения? Это мы и попробуем выяснить в ходе следующего конкурса:

Конкурс 1.

Каждой команде предлагаются две карточки с вопросами. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.

1. Исследования, проведенные недавно в Великобритании, показали, что чем больше человек курит, тем больше он плачет. Как вы думаете, чем объясняется эта интересная зависимость?

О т в е т: Во время прикуривания и курения сигареты табачный дым вьется вверх, попадает в глаза, они, защищаясь, начинают слезиться и прищуриваться. Поэтому, чем больше человек курит, тем больше он плачет. Кроме того, со временем теряется блеск в глазах и появляются преждевременные морщины.

2. Как вы думаете, чем объясняется следующий факт: у курильщиков язва желудка и двенадцатиперстной кишки встречается в 2 раза чаще, чем у некурящих?

О т в е т: Горячий дым обжигает слизистую оболочку рта, что вызывает рефлекторное слюноотделение, секрецию желудочного и кишечного сока, то есть идет подготовка к перевариванию пищи, которая, в действительности, в организм не поступает. Чем чаще человек курит, тем чаще он обманывает свой желудок. Однажды он обязательно отомстит курильщику.

Кроме того, ученые доказали, что в табачном дыму есть такие ядовитые вещества, которые усиливают склонность к различным заболеваниям. Самым вредным из них является бензпирен, который стимулирует образование раковой опухоли.

Собственно говоря, нет ни одной системы, ни одного органа в организме человека, которые не страдали бы от ядовитого влияния никотина. Но сигарета таит в себе еще одну скрытую опасность.

3. Кто такие пассивные курильщики? Чем опасна эта роль?

О т в е т: Это человек, который просто вдыхает табачный дым. Подумайте: в накуренной комнате загрязнение воздуха в 6 раз выше, чем на загруженной автостраде. По данным журнала Good Housekeeping, каждая 8-я смерть от табачного дыма происходит из-за того, что человек просто вдыхает дым. Каждый год в США более 500 тыс. человек умирают от болезней сердца и артерий, вызванных вдыханием табачного дыма. Кроме того, британские ученые доказали, что в 62 % случаев внезапной младенческой смерти (синдром смерть в колыбели) причина заключалась в том, что рядом с малышом курили. Грудные дети и беременные женщины ни в коем случаи не должны вдыхать табачный дым.

Поэтому, закуривая новую сигарету, вы каждый раз подвергаете опасности не только себя, но и окружающих.

Но курение не единственный порок нашего времени. Есть еще одно страшное слово – алкоголизм. Сегодня слово алкоголь употребляется по отношению к любым напиткам, содержащим этиловый спирт. Первоначально пришло оно из арабского языка и в переводе означает тонкая сущность предмета. А слово спирт происходит от латинского spiritus – дух.

4. А теперь подумайте, справедливо ли утверждение: вино родилось вместе с человечеством, человечество пьет всю свою историческую жизнь.

О т в е т: На самом деле, виноделие, а также изготовление пива, возникли 7–8 тыс. лет назад. Так что приобщение к алкоголю сравнительно молодая ошибка человечества.

Но наши предки пили вовсе не для того, чтобы напиться, а в рамках строго заданных обычаев.

5. Во время какого ритуала человек впервые попробовал вино? Примите во внимание, что вино отождествлялось с кровью божества.

– Кстати, и сегодня во многих религиях, в том числе и в православии, причащение с использованием вина – это опять-таки напоминание о первобытном языческом обряде.

О т в е т: Как писал древний историк Тициан, во время обряда братания два человека крепко держали друг друга за правую руку, их большие пальцы связывали и делали накол. Слизав выступившие капли крови, эти люди становились братьями по крови. Позднее, собственная кровь была заменена вином.

Интересно, что внешнее проявление этого ритуала – сплетение рук – и сегодня сохранилось в немецком брудершафте (само это слово в переводе с немецкого означает братство).

– Продолжая эту тему, хочу задать следующий (шестой) вопрос:

Почему-то принято считать, что пьянство – неотъемлемая черта русского народа. А отсюда равнодушное: всегда было, и значит, всегда будет; так какой смысл с этим бороться, все равно ничего не изменится. Как вы считаете, действительно ли пьянство и водка всегда были проблемой нашего народа? Ответ обоснуйте.

О т в е т: Русские в древности употребляли такие хмельные напитки, как мед, пиво, брага. Их крепость была не более 10°. Даже при самых идеальных условиях более крепкие напитки получить в результате брожения нельзя, так как при этой концентрации алкоголя погибают дрожжевые грибки и брожение прекращается. Водка в Россию была завезена только в начале XVI века и далеко не сразу завоевала признание русских, привыкших к некрепким напиткам со слабо выраженным вкусом алкоголя. Только с середины XVI века, когда в1552 году Иван Грозный устроил первый большой кабак и водка стала продаваться от казны, пьянство стало распространенным явлением.

7. Какой напиток в XV веке получил название аква вита (живая вода), а уже в XVIII был переименован в воду смерти (аква мортис).

О т в е т: Водка. Способ выделения чистого спирта из содержащих алкоголь жидкостей был открыт арабским алхимиком Рагезом, а в 1400 году – итальянским монахом Валентинусом. Своеобразные качества спирта: летучесть, обжигающий вкус, бодрящий, возбуждающий эффект – все это позволило предположить, что новый напиток обладает целительными свойствами. Водка даже продавалась в аптеках. Но очень скоро люди убедились в ошибочности сделанных выводов.

– В чем же опасность мертвой воды? Вам предлагается следующий конкурс:

Конкурс 2.

Каждой команде предлагаются две карточки с вопросами. За каждое правильный ответ команда получает 1 балл.

1. В Древней Руси на свадебном пиру гости вволю пили мед и пиво, но молодые, согласно обычаю, к этим напиткам не притрагивались. Как вы думаете, почему?

О т в е т: Спирт – наркотическое и ядовитое вещество. Этанол проникает в яйцеклетку и сперматозоиды, нарушая генетическую структуру ДНК. Если зачатие происходит, когда в организме матери или отца присутствует алкоголь, то 99 % вероятности, что ребенок родится с психическими и физическими отклонениями.

2. Когда человек с гордостью заявляет: «Я могу много выпить и не захмелеть», означает ли это, что у него крепкий и здоровый организм, или он уже находится в алкогольной зависимости? Аргументируйте свой ответ.

О т в е т: Этанол – наркотическое вещество, которое включается в обмен веществ, вызывая различные нарушения (см. стадии развития наркомании). Первым признаком, определяющим меру зависимости от алкоголя является наличие или отсутствие рвотного рефлекса. Рвотный рефлекс – это защитная реакция здорового организма, подаренная человеку вековой эволюцией и оберегающая его от отравления ядами. Если человек сломал эту преграду, то в дальнейшем путь для спивания открыт. А между тем распространено заблуждение: если рвотный рефлекс не возникает, значит освоился, возмужал.

Конкурс 3.

– Закончите пословицы:

Сначала человек пьет вино, потом вино пьет человека (японская).

Человек берет первую рюмку, последующие сами берут человека (немецкая).

– Поэтому, прежде чем взять в руки сигарету или рюмку вина, подумайте, стоит ли это мимолетное удовольствие вашего здоровья. Не слишком ли дорогая цена – ваше будущее?

Жюри подводит итоги викторины, объявляет победителей и выставляет оценки за урок.

Д о п о л н и т е л ь н ы е с в е д е н и я.

В 2002 году на долю каждого гражданина России, включая младенцев, приходится 7,5 л алкоголя. Если учесть, что уже 5,5 л – число, представляющее угрозу национальной безопасности, можно сделать соответствующие выводы. Кроме того, наблюдается снижение качества алкогольной продукции и рост фальсификаций. Только за 2001 год жертвами фальсифицированной и низко качественной алкогольной продукции стали 47 тыс. человек.

Приложение 35

Брейн-ринг^ «ЗОНА РИСКА»

Цель: изучение причины и последствий возникновения и распространения алкоголизма, наркомании, токсикомании.

Задачи:

1. Создать условия для формирования стойкого негативного отношения к употреблению алкоголя и наркотиков.

2. Способствовать развитию критического отношения к людям, наносящим ущерб своему здоровью и здоровью окружающих.

3. Привить учащимся навыки самостоятельного мышления.

4. Развить умение анализа ситуаций, а также умения делать выводы на основе изложенного материала.

Оформление кабинета: книжная выставка, плакаты, детские рисунки.

План игры

1. Приветственное слово ведущего.

2. Представление команд.

3. Представление жюри.

4. Знакомство с условиями игры.

Условия игры: ведущий задает вопрос. Команды в течение 2 минут обдумывают ответ. Когда у команды готов ответ, капитан встает. Первой отвечает та команда, чей капитан встал первым. Если ответ неверный, право ответа передается следующей команде, и т. д.

Ход игры

Ведущий. Вы вступили в эпоху нового тысячелетия, и каким ему быть, зависит только от вас.

Пятнадцать – возраст откровенный,

Пора влюбленности и грез,

Пора волнений и сомнений,

И нежных встреч, и тайных слез.

Такая волнующая жизнь у вас сейчас. Я сказала – жизнь, а что это такое? Послушайте известную притчу. Некий молодой человек шел по грязной дороге и вдруг увидел в грязи золотую монету. Он нагнулся и подобрал ее. Пошел дальше в поиске других монет. И действительно, они иногда попадались ему под ногами. Так прошла его жизнь. Когда он умирал, его, глубокого старика, спросили, что такое жизнь. Он ответил: «Жизнь – это грязная дорога, на которой иногда попадаются золотые монеты». Вот так грустно сказал человек о жизни.

Попробуем и мы с вами ответить на этот вопрос.

В о п р о с 1. Что такое жизнь? Каждая команда должна ответить на этот вопрос. Напоминаю, думаем и обсуждаем не более трех минут.

В о п р о с 2. Какие пороки и вредные привычки мешают человеку жить долго, счастливо и красиво? (Табак, алкоголь, наркотики.)

В о п р о с 3. Откуда родом табак? (Из Америки.)

В о п р о с 4. При курении человек вдыхает тот же ядовитый газ, что содержится в выхлопных газах автомобильного двигателя. Как называется этот газ? Какова его химическая формула? (Угарный газ, СО.)

В о п р о с 5. Если человек выкуривает пачку сигарет в день ежедневно на протяжении года, сколько смолы оседает в его легких? (Около 1 литра.)

В о п р о с 6. Сколько сигарет необходимо выкурить для того, чтобы нарушить нормальный баланс воздуха и крови в легких? (Одной сигареты достаточно, чтобы увеличить сердцебиение, повысить артериальное давление и нарушить нормальное кровообращение и газообмен в легких.)

Музыкальная пауза.

Русская водка, что ты натворила?

Русская водка, ты народ сгубила…

Наверное, нет человека, который так или иначе не сталкивался с пьяными. И не всех эта беда обходит стороной…

В о п р о с 7. Что такое алкоголизм? (Это болезнь – пристрастие к спиртному.)

В о п р о с 8. С чего начинается пьянство? Каждой команде назвать как можно больше причин. (Праздник, семейное торжество, гости, неудобно было отстать от ребят, друзья уговорили, за компанию, для храбрости и т. д.)

В о п р о с 9. Какой спирт служит основой водки? Напишите его химическую формулу. (Этиловый спирт, C2H5OH.)

Музыкальная пауза.

В тебе прокиснет кровь твоих отцов и дедов.

Стать сильным, как они, тебе не суждено.

На жизнь, ее скорбей и счастья не изведав,

Ты будешь, как больной, смотреть через окно.

И кожа ссохнется, и мышцы ослабеют,

И скука въестся в плоть, желания губя,

И в черепе твоем мечты окостенеют,

И ужас из зеркал посмотрит на тебя.

– В этих строках речь идет об еще одном тяжком недуге – о наркомании, которая и станет предметом нашей дальнейшей беседы.

В о п р о с 10. Что же такое наркомания? (Наркомания – от греч. нарк – оцепенение, онемение; мания – безумие. Это болезнь, вызванная систематическим употреблением веществ, включенных в перечень наркотиков, проявляющаяся зависимостью от этих веществ и приводящая к расстройствам психики, глубоким изменениям личности и к нарушениям функций внутренних органов).

В о п р о с 11. Что такое абстиненция? (Похмелье, ломка, в результате прекращения приема веществ, вызвавших физическую зависимость, она сопровождается страшной физической болью.)

В о п р о с 12. Какие причины побуждают подростков принимать наркотические препараты? (Любопытство, уговорили другие ребята, дали взрослые, заставили, видели это в кино и др.)

В о п р о с 13. Наркомания неразрывно связана с еще одним, не менее опасным заболеванием. Его признаки:

1. Увеличение лимфатических узлов, причем сразу в нескольких местах: на шее, в локтевом сгибе, под мышками, в паху.

2. Длительная – больше месяца – температура (37–38 градусов) без установленной причины.

3. Прогрессирующая потеря веса, несмотря на сохранение прежнего режима питания.

4. Частые гнойные и воспалительные поражения половых органов и кожи.

5. Длительное расстройство стула.

– Исходя из вышеназванных признаков, определите, о каком заболевании идет речь. (СПИД.)

– Есть такой анекдот: «Корреспондент спрашивает у деда: «Дед, у вас в селе СПИД есть?» Дед, не зная, о чем идет речь, рассуждает про себя: «Скажу, что нет, подумает, что у нас глушь какая-то. Скажу, что есть – еще просить начнет». И тогда он решил ответить так: «Есть, да очень мало, так, только для себя».

К сожалению, в наше время о СПИДе знают и стар, и мал.

В о п р о с 14. Что такое СПИД? (Синдром приобретенного иммунодефицита.)

В о п р о с 15. Каким образом наркоманы заражаются СПИДом? (Через общий шприц, которым пользуется вся компания наркоманов, когда приготавливают сами наркотик на основе человеческой крови, покупают наркотики, уже зараженные СПИДом.)

В о п р о с 16. Что я рассказал бы другу, чтобы предостеречь его от наркотиков?

Каждая команда пишет, озвучивает и сдает в жюри.

(Конфликт с родителями; нет взаимности в любви; в чем-то обвинен; голод; хочет быть крутым; не хочет выглядеть «белой вороной»; заставили насильно; сказали, что ему (ей) «слабо» и т. д.)

Подведение итогов мероприятия.


Приложение .6


1393055370437355.html
1393165309270560.html
1393219844604486.html
1393395732597795.html
1393597590395450.html