Проблемы профессионального выбора


Проблемы профессионального выбора


О.В. Шайдурова,

А.А Машанов

Красноярский государственный технический университет


Профессиональная деятельность играет важную роль в жизни каждого человека. По данным американских исследователей от того, как удачно выбрана профессия, повышается самоуважение и позитивное представление человека о себе, сокращается частота физических и психических проблем, связанных со здоровьем, повышается удовлетворенность жизнью.

В связи с этим назрела необходимость поиска новых теоретико-методологических оснований профессионального развития личности. Одной из первых стадий такого развития является стадия выбора профессии. В настоящее время в мире ежегодно появляется около 500 новых профессий. Вместе с тем многие профессии «живут» 5-15 лет, а затем «умирают», либо меняются до неузнаваемости.

Особенность современного мира профессий заключается в смене монопрофессионализма на полипрофессионализм. В связи с этим человеку приходится овладевать не одной единственной профессией, а несколькими смежными профессиями.

В течение жизни у человека может появиться желание и необходимость сменить профессию или квалификацию. А для этого необходимо быть готовым к тому, что знаний и умений, полученных в период обучения, не хватит на все время трудовой жизни. Человеку в течение жизни не раз придется переучиваться. Одна из главных целей современного образования состоит в том, чтобы развивать у будущих специалистов потребность в самоизменении и саморазвитии. Под саморазвитием в психологии понимается активное качественное преобразование человеком своего внутреннего мира. Саморазвитие лежит в основе профессионального развития, как динамического и непрерывного процесса самопроектирования личности.

В профессиональном развитии человека природное и общественное, биологическое и социальное есть, прежде всего, предпосылки, из которых человек сам строит свою жизнь в профессии. Учитывая выше перечисленное, такими факторами, по мнению Л.М. Митиной, является внутренняя среда личности, ее активность, потребность в самореализации, а так же по нашему мнению успешная адаптация человека. Объектом профессионального развития и формой реализации творческого потенциала человека в профессиональном труде являются интегральные характеристики его личности: профессиональная направленность, профессиональная компетентность и эмоциональная (поведенческая) гибкость [4].

При этом, по мнению Л.М. Митиной, фундаментальным условием развития интегральных характеристик личности профессионала является осознание им необходимости изменения, преобразования своего внутреннего мира, поиск новых возможностей самоосуществления в профессиональном труде.

Исследование данных характеристик личности позволит разработать новые психодиагностические средства для эффективной разработки психологических технологий воздействия на личность.

Положение С.Л. Рубинштейна по проблеме самосознания как определения своего способа жизни, послужило методологической основой для построения двух моделей профессионального труда: адаптивного поведения (основа – способ существования человека), и профессионального развития (основа – способ жизнедеятельности).

Адаптивная модель, разработанная Л.М. Митиной, показала, что профессиональное функционирование специалиста детерминируется, главным образом, противоречием между требованиями профессиональной деятельности и возможностями и способностями личности. Динамика профессионального функционирования специалиста проходит три стадии: профессиональной адаптации, профессионального становления и профессиональной стагнации.

В условиях модернизации общественной жизни приоритетное развитие ряда отраслей экономики, научно-техническое обновление производства связаны с наукоемкими информационными технологиями, использованием достижений общемировой образовательной практики, определяющей сегодня основные направления развития и качество подготовки специалистов высшей школы [1,2,3].

Одним из направлений в изучении социально-психологической адаптации будущих студентов в вузе является изучение индивидуально–психологических особенностей студентов и их приспособления к технологиям вуза.

В связи с этим нам представляется актуальным исследование проблемы адаптивности будущих профессионалов к новым условиям. Поэтому возникает необходимость комплексного анализа индивидуально-психологических свойств, мотивов и состояний студентов для формирования у них психологических предпосылок для успешной адаптации.

Растут требования, предъявляемые к уровню знаний студентов, будущих специалистов. Преподавание знаний без учета современных условий, слабая ориентация в индивидуальных особенностях личности снижают качество самого преподавания, способствуют повышению нервно-психической напряженности, трудной адаптации к учебному процессу. Психологическая наука, используя современные методы исследования, способствует выявлению индивидуальных особенностей обучающихся и их личностного потенциала с целью оптимизации учебного процесса. На кафедре психологии Института информатизации социальных систем (ИИСС) КГТУ в рамках проекта «Адаптационные процессы в образовательных системах» изучается процесс социально-психологической адаптации студентов к системам и современным технологиям обучения. В исследовании приняли участие 120 студентов ИИСС первого и второго курсов.

Успешность адаптации студентов к новой учебной среде во многом зависит от направленности личности, под которой понимают совокупность или систему каких-либо мотивационных образований, явлений. Изучение направленности личности студентов выявило, что больше половины студентов мотивировано на дело (57 %), на себя (на собственные интересы) мотивировано 35 % и только у 8 % студентов ярко выражена направленность на общение.

Проблема мотивации и мотивов поведения и деятельности – одна из стержневых в психологии. Успешность или неуспешность процесса адаптации студентов к новой образовательной среде во многом зависит от их мотивационной сферы. В отличие от направленности личности, которая связана с доминирующими потребностями и интересами, под мотивационной сферой личности понимают всю имеющуюся у данного человека совокупность мотивационных образований. Нас интересовал уровень мотивации одобрения студентов – стремление заслужить одобрение значимых окружающих людей. Результаты получились следующие: высокий уровень мотивации одобрения выявлен у 13 %, средний – у 65 % студентов, и у 22 % - низкий уровень.

При исследовании уровня коммуникативных умений мы получили следующие результаты: подавляющее большинство респондентов обладает высоким уровнем коммуникативных умений (76 %), высоким уровнем обладают 11 % студентов и у 13 % обнаружен недостаточный уровень коммуникативных умений.

Анализ и обобщение полученных результатов позволил выделить три группы студентов с различными уровнями адаптации и дезадаптации.

^ Группа дезадаптированных студентов. Студенты этой группы характеризуются частыми пропусками занятий без уважительной причины, проявлением отрицательного отношения к системе обучения в ИИСС, в связи с чем не успевают по многим учебным дисциплинам. Некоторые первокурсники признаются, что поступили в ИИСС лишь для получения диплома о высшем образовании. Подобная установка приводит к такой проблеме, как нежелание учиться. Цель одна, очень узкая, а вследствие этого – узкий круг общения и решаемых проблем. Таких студентов примерно 10 %. С психологической точки зрения эти студенты характеризуются низкими адаптивными и коммуникативными способностями, выраженной тревожностью, низким уровнем мотивации к одобрению, что снижает мотивацию к обучению.

^ Группа пассивно адаптированных студентов. Студенты как бы «плывут по течению», они в большинстве своем равнодушны к системе обучения в ИИСС, в связи с чем имеют среднюю успеваемость. Как правило, студенты этой группы имеют разные цели и более широкий круг общения и решаемых проблем, по сравнению с дезадаптированными первокурсниками, но только за пределами ИИСС. Таких студентов примерно 40 %. С психологической точки зрения эти студенты характеризуются средним уровнем адаптивных и коммуникативных способностей и направленностью на собственные интересы.

^ Группа студентов с активной адаптацией. Для студентов этой группы остается проблема реализации себя полностью, применения своих знаний, умений, навыков в соответствии с нормами и ценностями окружающей их студенческой среды. Они проявляют положительное отношение к системе обучения в ИИСС, успевают по всем предметом. Имеют несколько основных целей, широкий круг общения и решаемых проблем. Таких студентов примерно 50 %. С психологической точки зрения эти студенты характеризуются высокими функциональными возможностями психики, направленной на общение, на дело и высокой мотивацией к успешному выполнению поставленных задач.

В настоящее время проводится дальнейшее исследование индивидуально-личностных характеристик и адаптационного потенциала этих же студентов, обучающихся на старших курсах, что позволит теоретически построить модель адаптивных возможностей обучающихся, основанную на ценностных ориентациях личности, способах достижений цели и реализации способностей с учетом психофизиологических особенностей.
^ Список литературы:



  1. Белов А.Ф. Ю.Ю. Бяловский Психологические характеристики индивидуальных поведенческих тактик адаптации к дополнительному респираторному сопротивлению / А.Ф. Белов, Ю.Ю. Бяловский // Психол. журнал. - № 2. -С.119-125. – Т.19.

  2. Волков Г.Д. Адаптация и ее уровни / Г.Д. Волков, Н.Б. Оконская // Философия пограничных проблем. Выпуск 7. – 1975. - С.134-143.

  3. Маклаков А.Г. Личностный адаптационный потенциал: его мобилизация и прогнозирование в современных условиях / А.Г. Маклаков // Психол. журнал. - 2001. - № 1. - С.16-24. – Т. 22.

  4. Митина Л.М. Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально-экономических условиях // Вопросы психологии, №4, 1997, С. 28-30.

  5. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – М.: Педагогика, 1989.

1398765148677044.html
1398822178904595.html
1398989695223712.html
1399182201045650.html
1399265635368126.html