Пути кластеризации экономики с целью повышения конкурентоспособности Запорожской области Международная Фундация содействия рынку (мфср) Союз экономистов Украины (сэу) Торгово-промышленная палата Украины (тппу) ОАО «Укримпэкс»





Пути кластеризации экономики

с целью повышения конкурентоспособности

Запорожской области


Международная Фундация содействия рынку (МФСР)

Союз экономистов Украины (СЭУ)

Торгово-промышленная палата Украины (ТППУ)

ОАО «Укримпэкс»


г. Киев

Ноябрь – 2010


Председатель Правления Президент

ОАО «Укримпэкс» Запорожской ТПП

__________ С. И. Соколенко ____________ В. И. Шамилов


Состав рабочей группы:

Руководитель: Соколенко С. И. – академик УАН, Председатель Правления

ОАО «Укримпекс», Президент МФСР, научный руководитель «Секции развития конкурентоспособности экономики на основе кластерной модели» при СЭУ,

Советник Президента ТППУ.


Члены рабочей группы:

Антонюк Д. А. – Вице - Президент Запорожской ТПП,

Голомб В. В. – ведущий специалист ОЦМС ИС ЗТПП,

Кругляк С. В. – Начальник управления регуляторной политики и

предпринимательства, зам. начальника Главного управления

экономики ЗОГА,

Конарева И. Э. – Начальник управления культуры и туризма ЗОГА,

Журавлёв В. А. – Начальник Главного управления агропром. развития ЗОГА,

Писарев Р. А. – и.о. Начальника управления промышленности ЗОГА,

Бернага Н. Ю. - Председатель Правления Запорожской областной общественной

организации (ОО) «Кластер пчеловодства «Бджола не знає кордонів», Председатель

Совета территориального отделения ОО «Асоціація платників податків України» в

Запорожской области,

Щербакова С. В. – зам. Председателя правления Запорожской областной

ОО «Кластер пчеловодства «Бджола не знає кордонів»,

Щербакова В. А. – волонтер, студентка КНУ им. Т.Г. Шевченка,

Левтеров С. Н. – зам. Пред. Правления ОАО «Укримпекс», Вице - Президент МФСР,

Таран Ю. С. – Директор Института Конкурентоспособности МФСР,

Сковороднева Е. А. – эксперт МФСР,

Сковороднев В. В. – эксперт МФСР,

Гамалий О. М. – эксперт Института Конкурентоспособности МФСР,

Орлова Е. С. – эксперт Института Конкурентоспособности МФСР.


Благодарим представителей Запорожской областной государственной администрации и исполнительной власти г.Запорожья за инициативу в проведении масштабных кластерных исследований, а также за поддержку и оказание помощи при проведении работы.


^ Пути кластеризации экономики с целью повышения

конкурентоспособности Запорожской области

Оглавление

Введение...........................................................................................................5

1. Уровень кластеризации мировой экономики в первом десятилетии

ХХ столетия..................................................................................................7

2. Мировой опыт эффективного развития производственных

кластеров……………………………………………………………….....16

3. Кластеризация экономики стран Черноморско-Азовского бассейна…23

4. Подъём экономики Украины через развитие инновационных

кластеров.....................................................................................................47

5. Пути кластеризации экономики Запорожской области..........................60

5.1. Оценка существующего уровня развития экономики

Запорожской области ..........................................................................60

5.2. Анализ и отбор приоритетных отраслей для формирования

инновационной модели развития.......................................................63

5.3. Этапы формирования кластеров........................................................67

5.4. Ключевые барьеры на пути создания кластеров..............................69

5.5. Территориально-отраслевые кластеры – механизм реализации

конкурентоспособности Запорожской области................................71

5.5.1. Металлургический кластер...........................................................75

5.5.2. Теплоэнергетический кластер......................................................79

5.5.3. Кластеры машиностроения...........................................................88

5.5.4. Транспортно-логистический кластер..............................................98

5.5.5. Инновационно-образовательный кластер.....................................104

5.5.6. Региональный строительный кластер............................................107

5.5.7. Региональный кластер переработки отходов............................111

5.5.8. Региональный швейный кластер................................................117

5.5.9. Региональный агропищевой кластер.........................................120

5.5.10. Кластер пчеловодства................................................................127

5.5.11. Региональный туристско-рекреационный кластер.................132

6. Выводы................................................................................................143

7. Список литературы.............................................................................145

8. Приложение.........................................................................................148


Введение

Противоречивые процессы глобализации ставят перед Украиной новые задачи на пути её интеграции в мирохозяйственное пространство. В последние годы наметилась тенденция к всё большему вовлечению отдельных регионов в конкурентные отношения как на национальном, так и мировом уровнях, что обуславливает актуальность исследований проблем конкурентоспособности регионов и необходимость поиска эффективных подходов к повышению конкурентоспособности как регионов, так и страны в целом. Как свидетельствует опыт многих стран, что и показано в начале исследования, наиболее активно в них в последние годы используется кластерный подход.

В условиях глобального кризиса в мировой экономике интерес к кластерам, как мобильным самодостаточным экономическим модулям, которые могут быстро и эффективно реагировать на смены в окружающей среде, весьма активно возрастает.

И, тем не менее, остаётся много вопросов, связанных с формированием и развитием экономики на уровне конкретного региона. Сегодня весьма актуальной есть необходимость в разработке подходов к определению социально-экономической эффективности функционирования кластеров в регионе, определения роли кластера в повышении конкурентоспособности региона, в поиске эффективных механизмов формирования кластеров и решении других проблем.

В конкурентной рыночной среде действуют два определяющих фактора: экономика продукта (товара или услуги) и экономика предприятия. В последние десятилетия конкуренция, диктующая необходимость снижения издержек производства одновременно как и в производстве продукта, так и в системе исполнительного механизма (т.е. в производственной структуре) приводит к тому, что многие крупнейшие фирмы становятся многопрофильными. Отраслевая направленность в этих условиях проявляется уже не в форме узкой специализации фирмы на определённом продукте, как прежде, а в конкурентной борьбе многопрофильных предприятий на отраслевых рынках. Анализ функционирования участников рынка в настоящее время приобретает всё большее значение как в аспекте производства того или иного товара, так и в характере действий производственных структур – изготовителей того или иного продукта, представляемого на отраслевых рынках. В такой конкурентной среде возникает разделение рынка на однородные группы потребителей, сегментация их интересов и, соответственно, сегментация рынка.

В соответствии с этой спецификой, в работе представлены приоритетные пути развития Запорожской области в ближайшем будущем (на 10-15 лет) с целью повышения региональной конкурентоспособности экономики на основе кластерного подхода.

Как показали опросы представителей двадцати районов области, а также сотрудников госучреждений, представителей бизнеса и науки городов Запорожья, Бердянска, Мелитополя и др., в Запорожском крае имеются предпосылки и возможности для формирования эффективных кластерных объединений национального, межрегионального, регионального и локального уровней. Эти перспективные кластерные формирования смогут нашу колыбель украинского казачества вывести в лидеры экономического развития Украины.

1. ^ Уровень кластеризации мировой экономики в первом

десятилетии XXI столетия


В условиях всемирной интеграции и глобализации практически все страны стремятся получить убедительные преимущества в конкурентной борьбе. При такой динамике развития мировой экономики всё большее влияние на национальное хозяйство оказывает экстернализация производства (т.е. объединение стержневых компетенций различных предприятий на основе партнёрства), воздействующая на пути повышения конкурентоспособности государств. При этом центром зарождения конкурентоспособности хозяйствующих субъектов остаётся региональная среда, не подлежащая перемещению.

Во второй половине ХХ столетия потенциал роста индустриальной стадии капитализма был фактически полностью исчерпан. Поступательное развитие капиталистического воспроизводства затормозилось, начался процесс «стагфляции» и потребовался переход на новые принципы экономического развития. После того как мир пережил дефолты доллара (крушение Бреттон-Вудской финансовой системы), нефтяные кризисы 70-х годов, стагнацию в экономике, совмещённую с высокой инфляцией, и многое другое, с кейнсианской моделью экономического развития было покончено и установилось господство неолиберальной модели, которая полнее отвечала требованиям объективного развития мировой экономики. Сформировавшимся ранее ТНК стало тесно в жёстких рамках государственного регулирования экономики. Потребовалась реформа устаревшей и становление новой концепции экономического развития, которая позднее получила название Доктрины «Вашингтонского консенсуса». В основе новой неолиберальной концепции лежат следующие требования:

- освобождение капиталов от оков государственного

регулирования;

- восстановление в полном объёме принципов экономической

свободы;

- полная свобода перемещения капиталов по всему миру;

- провозглашение примата частной собственности над

государственной;

- отмена рыночного регулирования;

- ничем не ограниченная свобода предпринимательства;

- приватизация и превращение всех ресурсов в предмет купли-

продажи;

- поддержка стабильности национальной денежной единицы,

приносящей выгоду бизнесу.

Доктрина «Вашингтонского консенсуса» легла в основу реформ в Латинской Америке, Восточной Европе, России и в странах Азии, за исключением Китая. Главными проводниками этой доктрины стали Международный Валютный Фонд (МВФ) и Всемирный Банк (ВБ), которые выдавали кредиты нуждающимся странам только на основе безусловного соблюдения принципов «Вашингтонского консенсуса». Адаптируясь к новым требованиям, многие страны Азии и Латинской Америки в 1990-2000 гг. прошли через дефолты и тяжелейшие кризисы. Российский дефолт 1998 года был также закономерным результатом проведения в России экономической политики, основанной на рецептах этого консенсуса.

В настоящее время внимание руководителей компаний, государственных лидеров и фактически всего общества практически полностью приковано к проблемам, вытекающим из мирового экономического кризиса. Парадоксально, но факт, всё это одновременно происходит на этапе научно-технической революции, ознаменовавшей собой переход к всестороннему проникновению кибернетики, переходу к альтернативной (в т.ч. ядерной) энергетике, лазерным технологиям, освоению космоса, использованию в массовом производстве промышленных роботов и др. Мир вошёл в эру персональных компьютеров, Интернета, мобильных телефонов. Технологический переворот обеспечил дальнейший рост и развитие новых отраслей и диффузию ИТ-технологий в старые отрасли экономики.

Ориентируясь на необходимость обеспечения текущей прибыли, менеджеры приедприятий и корпораций руководствуются текущей экономической конъюнктурой, нередко упуская из вида долгосрочные альтернативы технологического развития. К внедрению радикальных нововведений они приступают прежде всего под давлением резкого падения эффективности капитальных вложений по традиционным направлениям, когда уже накоплены значительные избыточные мощности, и избежать затяжной депрессии не удаётся. А в условиях современного мирового кризиса это случается повсеместно. В фазе депрессии внедрение базисных инноваций оказывается единственной возможностью прибыльного инвестирования. Таким образом, именно депрессия выступает «спусковым крючком», генератором формирования механизма инновационного развития.

Руководители компаний в сложившихся условиях осознают, что от инноваций зависит будущий успех их бизнеса, а государственные лидеры начинают понимать, что в долгосрочной перспективе с инновациями тесно связано развитие городов, регионов и целых госудоарств. И даже в период экономической нестабильности – а может быть, как раз именно в этот период – инновации остаются важнейшим фактором, определяющим различие между экономически успешными и отстающими участниками рынка.

В рамках проекта Всемирного экономического форума (ВЭФ)

в 2010 г. проводилась работа по созданию «тепловой карты инноваций» и осуществлялось изучение развития большого количества географических сосредоточений компаний (кластеров) во всём мире. Исследователями было проанализировано более 700 переменных параметров, включая факторы, стимулирующие развитие инноваций (в т.ч. параметры, описывающие конъюнктуру рынка, государственное устройство, законодательное регулирование инфраструктуры, кадровый потенциал, спрос на местном рынке), а также показатели эффективности внедрения инноваций (в т.ч. показатель экономической добавленной стоимости, количество публикаций о компаниях в прессе, количество патентных заявок и др.). Целью исследования было выявление тенденций, которые способствуют развитию успешных кластеров. В ходе исследования был обнаружен целый ряд устоявшихся моделей развития, на основании анализа которых была получена информация о факторах, жизненно важных для роста, развития и поддержания жизнеспособности центров инноваций на кластерной основе.

Проведенные исследования позволили не только собрать большое количество фактических данных, но и стали базой для сравнительного анализа эффективности экономики знаний. Сегодня, как и прежде, в становлении центров инноваций важную роль играет эффект сообщества, сосредоточение в таких центрах кадрового потенциала и финансовых ресурсов. Чем больше талантливых людей собирается в одном месте, тем сильнее взаимное влияние их мыслей и действий и тем более мощный стимул к разработке инноваций получает всё сообщество в целом. Однако, для поддержки талантливых людей, объединённых в центрах инноваций, воплощения их изобретений в конкурентную продукцию, которая реализуется на рынке, требуется капитал. Также необходимо обеспечить постоянное развитие культуры, для которой важнейшей ценностью становится разнообразие идей и опыта. Если центру инноваций – инновационному кластеру удаётся выполнить ранее перечисленные задачи, то совокупный эффект инновационного сообщества становится значительным препятствием для конкурирующих регионов.

В настоящее время происходят весьма примечательные процессы – информационные технологии (ИТ) становятся ведущим движущим фактором перехода к экономике знаний. Деятельность людей, способных выступать в качестве поставщиков знаний и услуг, как и в качестве их потребителей, приобретает особенно важную роль. Будущие возможности для развития инноваций, повышения производительности, создания рабочих мест и обеспечения экономического роста заключаются в расширении использования ресурсов ИТ, Интернета и других сопутствующих технологий для решения задач, касающихся рынка и общества в целом, а также каждой отдельно взятой отрасли – от здравоохранения до управления финансами, индустрии развлечений и других сфер. Таким образом, суть перехода к экономике знаний практически заключается в создании рыночных отношений на базе ИТ-технологий и в социальных преобразованиях, ориентированных на использование кластерной модели взаимодействия.

Вышеупомянутыми исследованиями ВЭФ был установлен комплекс основных принципов, соблюдение которых необходимо для создания оптимальной инфраструктуры кластера. Чтобы тот или иной регион стал привлекательным для создания кластера, он должен соответствовать требованиям, предъявляемым к качеству физической инфраструктуры (электроснабжение, транспорт, связь) и государственного управления (правовое регулирование, политическая стабильность). Достижение минимального порогового уровня по данным показателям – важнейшая предпосылка создания кластера. Важно помнить, что усовершенствования инфраструктурной базы региона сами по себе приводят лишь к минимальному приросту мощностей в сфере инноваций. Для дальнейшего интенсивного роста необходим полный комплекс стимулирующих мер.

После формирования инфраструктурной базы центры инноваций должны определить для себя приоритетные задачи с учётом сектора, в котором будут действовать компании кластера. Проведенное исследование самых успешных кластеров мира показало, что прежде чем начать активно расширяться, такие кластеры стремились позиционировать себя в качестве игроков мирового класса в каком-либо инновационном направлении. Такая постановка приоритетной задачи позволяла им целенаправленно использовать дефицитные ресурсы, например, рабочую силу и капитал, для развития навыков и завоевания доверия других участников рынка.

В случае успешной реализации этих первых двух этапов формируется тип кластера, для которого иследователи ВЭФ обычно используют термин «горячий источник инноваций». Это небольшой и динамично развивающийся центр инноваций, в котором действует незначительное количество компаний и который стремится завоевать международное положение значимого игрока в узкоспециализированной области. Как показали исследования, дальнейшее развитие таких центров инноваций – кластеров происходит по трём основным путям.

I-й путь: Центры инноваций – кластеры нередко используют крупномасштабные целевые госудаоственные инвестиции, направленные на развитие определённых перспективных секторов и дающие кластерам ощутимую поддержку на начальных этапах становления. Поддержка может оказываться в различных формах, включая субсидии, временное освобождение от уплаты налогов и прямые инвестиции. Многие кластеры находили такую модель развития привлекательной. Однако реализовать такую модель на практике, как свидетельствует исторический опыт, весьма сложно. Проблема состоит в том, что государственные инвесторы зачастую не способны грамотно определить наиболее перспективные сектора, не могут создать устойчивую систему стимулирования и обеспечить эффективный переход кластера на следующий этап, на котором отпадает необходимость в государственной поддержке.

II-й путь: На этом пути развития регионы проявляют свои способности привлекать к сотрудничеству солидные компании (в т.ч. зарубежные), заинтересованные в использовании преимуществ местного рынка (наличие недорогой высококвалифицированной рабочей силы или возможности выхода на более крупные рынки в регионе). Если такое сотрудничество оказывается успешным, то кластер получает возможность развиваться и со временем увеличивать добавленную стоимость, меняя свою специализацию с производства на базовое проектирование и в дальнейшем на конструирование и разработку инноваций. Чтобы добиться успеха, регионам необходимо создать механизм, обеспечивающий эффективный приток внешних знаний в местное сообщество, а также разработать инструменты и процессы, способствующие повышению уровня квалификации местных кадровых ресурсов.

^ III-й путь: Этот путь характерен для регионов, в которых сосредоточено большое количество высококвалифицированного персонала (расположен крупный НИИ или ряд государственных исследовательских комплексов). Такие центры инноваций для достижения экономического успеха стремятся использовать преимущества технического превосходства. Однако, выбор такого пути развития редко бывает удачным. Чтобы преодолеть пропасть, которая лежит между зарождением новой идеи и выходом нового продукта на рынок, необходимо привлекать большие объёмы инвестиций и обладать незаурядными предпринимательскими способностями. Кластеры такого типа могут достичь впечатляющих теипов роста лишь в краткосрочном периоде. Однако только немногие из этих многообещающих «горячих источников знаний» могут выдержать проверку временем. Большинство из них рано или поздно исчерпывают доступные ресурсы, что существенно тормозит их дальнейший рост.

Анализ представленных трёх путей развития кластеров показывает, что в разных секторах экономики для развития инноваций решающее значение имеют различные по своей природе факторы. В частности, если для одних секторов жизненно важное значение имеет нормативно-правовая ситуация в регионе, то в других секторах таким ключевым фактором является доступность венчурного капитала или наличие местной клиентской базы. Однако существует один общий фактор, определяющий развитие инноваций в любом секторе. Это – наличие квалифицированных кадров, специализирующихся в соответствующих областях. Для достижения первых успехов в центре инноваций – кластере достаточно привлечь главным образом местных специалистов. Однако, по мере развития и усложнения структуры кластера всё более важную роль играет формирование обширной кадровой базы: привлечение, развитие и удержание специалистов мирового уровня.

Для того, чтобы регион превратился в настоящий центр инноваций, он должен стать привлекательным в глазах иностранных специалистов международного уровня.

Чтобы обеспечить рост новых центров инноваций – кластеров на этапе их становления, необходимо сосредоточить усилия для каждого из них в одной определённой области. По мере их дальнейшего развития возникает необходимость в разработке новых направлений бизнеса, в том числе в новых секторах экономики. Диверсификация необходима для выживания кластеров в долгосрочной перспективе: она позволяет пережить неизбежные спады, затрагивающие отдельные сектора, и даёт толчок к непрерывному обновлению. Молодые компании, занимающиеся разработкой и внедрением инноваций, обычно возникают в смежных отраслях. Иногда кластеры привлекают из других регионов новых игроков, которые стремятся воспользоваться преимуществами местной инфраструктуры и кадровым потенциалом региона.

Таким образом, для кластеров характерно:

- регулярное самообновление благодаря внедрению важных

революционных инноваций;

- выступать в качестве источника стабильного потока

«эвалюционирующих» инноваций и постепенных

усовершенствований.

Итак, для поддержания первоначального роста кластера необходимо создание инфраструктуры, отвечающей основным потребностям рынка, и формирование системы стимулирования взаимодействия.


1594393948226126.html
1594475289734005.html
1594585284635295.html
1594677632030141.html
1594780782401317.html